В Хабаровском крае продолжается осенняя путина, пока её результаты обнадёживают, но всё равно остаются вопросы.
И главные из них: будет ли достаточно горбуши и кеты в местных магазинах; не откажутся ли рыбаки и торговые сети от участия в проекте «Доступная рыба»? Этим и другим проблемам путины-2017 была посвящена пресс-конференция комитета рыбного хозяйства Хабаровского края.
Чёт и нечет
На рыбу тоже бывает неурожай. Например, лосося в Амуре много по чётным годам, по нечётным - в Охотском море. Этим летом амурская путина не принесла больших объёмов, хотя учёные прогнозировали достаточное количество рыбы.
- Мы не учли неблагоприятные годы: 2011, когда из-за низкой воды и высокой её температуры погибло очень много летней кеты, и 2013, когда, наоборот, была очень высокая вода. Эти и другие факторы, наложившись, дали небольшие объёмы летней путины, - объяснил и. о. директора Хабаровского филиала «ТИНРО-Центр» Денис Коцюк. - Но осенняя путина должна принести хороший урожай. К тому же, не забывайте про путину в Охотском море, где рыбаки показывают неплохие результаты.
В этом году впервые за много лет между летней и осенней путиной был объявлен мораторий на ловлю. Как объяснил учёный, прежде чем вылавливать лосося, нужно убедиться, что в нерестилища зашло достаточно рыбы. Иначе в следующем году её просто не будет. Учёные контролировали ход летней кеты и горбуши и в определённый момент поняли, что нужно прекратить лов. Поэтому с 15 по 20 августа рыбакам пришлось сушить сети на берегу. За эти пять дней нерестилища успели заполниться.
- Осенняя путина показывает хорошие результаты, уже выловлено порядка 40% от рекомендованного объёма рыбы - 6 тысяч тонн из 17 тысяч. На прилавках кета и горбуша по обычным ценам уже есть, а по проекту «Доступная рыба» начали поступать буквально на днях, - продолжил председатель комитета рыбного хозяйства министерства природы Хабаровского края Кирилл Фирсов. - Просим понимания граждан: чтобы рыба по этому проекту пришла в магазины, нужно оформить на неё бумаги, подписать договоры, довезти её. На это требуется время, но заверяю: лосось по сниженным ценам будет в достаточном количестве.
на 40 % выполнена осенняя путина.
Сниженная цена - это 129,6 рубля в розницу за килограмм против обычных 240-270 рублей. Чтобы обеспечить такую низкую стоимость, поставщики берут на себя обязательства поставлять рыбу в торговые сети не дороже 108 рублей за кило.
Дешёво и мило не бывает
Звучит, конечно, заманчиво, но не откажутся ли агенты «рыбной цепочки» от участия в проекте «Доступная рыба»? Год-то неурожайный, а спрос есть. Бизнес же в первую очередь ориентирован на получение прибыли от своей деятельности, благотворительностью обычно занимаются те, кто уже обеспечил своих детей и внуков.
- Это социальная ответственность бизнеса, и все предприятия, работающие в нашем крае, осознают её. Бизнес пошёл на то, чтобы поддержать малоимущие слои населения, и мы за это ему благодарны. Нет предпосылок к тому, чтобы кто-то отказался от участия в проекте ради выгоды, - заявила первый заместитель председателя комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Елена Спиридонова.
По проекту «Доступная рыба» в магазины Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре должно поступить в общей сложности 308 тонн, пока поставлено только 63, но поставки продолжатся и, по заверениям чиновников, торговые сети выберут заявленный объём. Пока же просят людей немного подождать: осенняя путина в самом разгаре.
Добавим небольшую ложку дёгтя в эти успокоительные речи. Всё-таки бизнес не будет работать себе в убыток, поэтому ожидать, что по 130 рублей вы получите такую же раскрасавицу-кету, как и за 250, не стоит. По наблюдениям журналистов «АиФ-Дальинформ» и по словам наших читателей, «Доступная рыба» - в основном, второ- и даже третьесортица, которая хоть и безопасна для здоровья, но внешне может оказаться довольно неприглядной. Так, один из покупателей магазина «Ветеран», придя домой и разморозив «очень доступный» хвост, был неприятно удивлен, когда рыбина стала рассыпаться на кусочки. Обо всех таких случаях можно и нужно сообщать либо в комитет потребительского рынка, либо в нашу редакцию.