Примерное время чтения: 13 минут
823

Вдоль Амура. Как сделать общественный транспорт Хабаровска выгодным?

«Транспортная доступность» означает, что из одного конца города человек может доехать до другого. В Хабаровске с этим проблем нет.
«Транспортная доступность» означает, что из одного конца города человек может доехать до другого. В Хабаровске с этим проблем нет. / Ольга Аполлонова / АиФ

Один из главных критериев «комфортности» города – транспортная доступность. Для Хабаровска, растянутого подковой вдоль реки, развитая сеть общественного транспорта – жизненная необходимость.

В последнее время эта тема стала, пожалуй, самой обсуждаемой. Отмена единого социального проездного билета, увеличение стоимости проезда, сокращение графиков движения, грядущее введение «вечернего»,  более высокого тарифа, – всё это не может не отражаться на настроении хабаровчан. Вместе со специалистами «АиФ-Дальинформ» постарается разобраться, что происходит, и к чему готовиться пассажирам. А их, кстати, в городе большинство – 60% жителей, 366 тысяч человек.

Выводы и рекомендации

Начнём с выводов, сделанных учёными Тихоокеанского госуниверситета. С ноября 2015 года по февраль 2016-го преподаватели и студенты по заказу администрации Хабаровска исследовали пассажиропотоки по всем 68 маршрутам, существующим в городе.

- Главная проблема общественного транспорта в краевом центре – дублированность маршрутной сети. По одной транспортной артерии в городе ездят от четырёх до 21 маршрута, - рассказал Игорь Пугачёв, декан инженерно-строительного факультета ТОГУ, профессор кафедры «Автомобильные дороги». – В городе есть только три автобусных маршрута, выгодных и соответствующих потребности пассажиров. Это «восьмёрка», «единичка» и «двадцать пятый».

Количество маршрутов нужно сократить вдвое, подсчитали учёные. По их расчётам, 31 базовый маршрут полностью удовлетворит потребности города, кроме того, разгрузит дороги. Помимо уже существующих маршрутов, преподаватели ТОГУ предлагают создать несколько новых – город растёт. Пассажиры, уверяют эксперты, не пострадают: среднее время ожидания на остановке составит около пяти минут. Сейчас на улицы выходят от 560 до 715 автобусов. После предлагаемого сокращения, планируют учёные, останутся 459 автобусов – обычных и «маршруток».

Оптимизация

Маршруты-«дублёры» действительно плохо влияют на экономику общественного транспорта, согласились с учёными в мэрии.

- Происходит рассеивание пассажиропотока, машины недогружены, идут полупустыми. Разве нормально, когда по одному пути идут три-четыре маршрута? – риторически спрашивает Сергей Суковатый, и.о. начальника управления общественного транспорта администрации Хабаровска. – Мы уже согласовали с прокуратурой сокращение нескольких дублирующих маршрутов, предупредили перевозчиков, как и положено, за 180 дней.

Но на масштабные перемены (сократить в два раза маршруты, организовать новые) мэрия не согласна. Нельзя «сносить до основания, а потом строить новый мир», уверен Суковатый. Изменения, естественно, будут, но вводить их нужно постепенно. Так, будут сокращении пять маршрутов: № 60 «Гостиница «Интурист» — Аэропорт», № 72 «Южный микрорайон — Речной вокзал», № 79 «Посёлок Березовка — Комсомольская площадь», № 86 «Южный микрорайон — ХФЗ — Пляж Индустриального района», № 87 «Южный микрорайон — Пляж Индустриального района — ХФЗ».

Конечно, владельцы маршрутов, попавших в чёрный список, не обрадовались. Они начали сбор подписей пассажиров в поддержку. В салонах размещены объявления, куда следует отправить петицию, чтобы спасти маршрут. Однако, постановление подписано, и полностью соответствует закону, подтвердили в городской прокуратуре. Так что, 30 декабря эти пять маршрутов перестанут существовать.

Перевозчики больше не смогут уходить в гараж, когда им заблагорассудится.
Перевозчики больше не смогут уходить в гараж, когда им заблагорассудится. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Строго по графику

Всплеск возмущения вызвали и сокращения количества машин в вечернее время, и изменения в графиках движения. Пассажиры почувствовали себя обманутыми и брошенными, в управление транспорта пошёл поток жалоб.

- Люди задают вопрос: почему по вечерам автобусы стали ходить реже? Но ставить его нужно иначе: хотим ли мы, чтобы общественный транспорт работал допоздна? После 21 часа пассажиропоток снижается, а затраты на рейсы остаются такими же, - объясняет Сергей Суковатый. - Если перевозки нерентабельны -от них приходится отказываться: бизнес не может работать в убыток. Я лично наблюдал, как по вечерам идёт автобус, а в салоне один-два пассажира.

При чётком соблюдении графика вопросы отпадут, уверен и.о. начальника управления транспорта. Пассажир будет знать, что его автобус гарантированно идёт, скажем, в 21:25, а затем в 21:50. Кстати, Александр Соколов, мэр Хабаровска, дал указание установить электронные табло на остановках. Система ГЛОНАСС позволяет в режиме реального времени оповещать пассажира о том, сколько минут осталось до прихода автобуса того или иного маршрута. Такие табло значительно облегчили бы ожидание, особенно зимой - в непогоду.

- Ещё одна из мер сохранения поздних рейсов – введение «вечернего» тарифа. Думаю, пассажиру выгоднее заплатить 30 рублей за проезд на автобусе, чем 300 за такси, - продолжает Сергей Николаевич. – Коммерческие перевозчики уже ввели повышенный тариф, со стороны пассажиров жалоб не было, значит, люди понимают необходимость этой меры.

Проезд со скидкой

Конечно, любое повышение цены, даже на рубль, даже экономически со всех сторон оправданное, - нервирует людей. Особенно самую беззащитную часть населения – пожилых с низкой пенсией.

- Монетизация льготы за проезд стала большим благом для перевозчиков. Раньше был поток жалоб от льготников по задержкам автобусов, были расхождения по реальному количеству перевезённых льготников и фактически полученной за них компенсации, - вспоминает Суковатый. - По-моему, забыли о небольшой категории граждан с действительно низким уровнем доходов. Получила бабушка пенсию, заплатила коммуналку, объехала несколько магазинов в поисках «подешевле купить», а ещё надо в больницу съездить, и аптека дешёвая далеко от дома… Поэтому, мэр предложил ввести такую меру, как снижение цены на электротранспорте - как раз для такой категории. Прошёл час пик, проехали работающие граждане – уважаемые пенсионеры, настал ваш «счастливый час». Запишитесь к врачу не на 8 утра, а на 12 часов, съездите в магазин днём. И в автобусах посвободнее, и очередей поменьше.

Акция «Поддержи электротранспорт и электротранспорт поддержит тебя» проводится в Хабаровске с 1 июля по 1 октября 2016 года. Ежедневно с 10:00 до 17:00 в трамваях и троллейбусах стоимость проезда будет снижена до 20 рублей. Если жители города одобрят это новшество, и станут активнее пользоваться электротранспортом, что скажется на увеличении пассажиропотока, - то акцию продлят ещё.

Свободу перевозчику

С этого года рынок пассажирских перевозок работает по новым правилам. Впервые за последние 10 лет пройдёт конкурс среди перевозчиков. Одно из нововведений: один маршрут – один перевозчик, то есть, не будет больше десяти предпринимателей на одном маршруте, будет один крупный. Для мелких компаний, конечно, радости мало, но требование это вытекает из ужесточения требований безопасности. Так, парк должен в большинстве своём состоять из машин не старше пяти лет, стаж работы водителей должен быть документально подтверждён, у предприятия должны быть собственные автомеханики и т.д., и .т.п. Зато, победитель конкурса будет обеспечен работой на пять лет вперёд – это максимальный срок.

В Настоящее время в Хабаровске 366 тыс. пассажиров.
В настоящее время в Хабаровске 366 тыс. пассажиров. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Позвольте, возразит пассажир, получит какой-нибудь коммерсант маршрут на пять лет, и будет делать, что хочет! Сможет уходить в гараж до официального окончания движения – не в 22 часа, а в 20, не выйдет на трассу в дождь или снегопад. И что нам, пассажирам делать?

- Жаловаться в наше управление. К нам и сейчас поступает много жалоб на недобросовестных перевозчиков. До этого года мы могли только пальцем им грозить, с введением новых правил появились реальные рычаги воздействия, - отвечает и.о. начальника управления транспорта. – Мы проводим конкурс, победителям выдадим карты маршрутов, утвердим графики движения. Три подтверждённые жалобы – и перевозчик будет лишён права работать на маршруте. Ушёл раньше графика в гараж, не вышел в непогоду, допустил иные нарушения, – всего доброго.

С 14 июля будет введено ещё одно новшество – маршруты с регулируемым тарифом и маршруты со свободным тарифом. То есть, коммерческий перевозчик сможет сам, без оглядки на комитет по ценам и тарифам, устанавливать цену за проезд. Муниципальные предприятия по-прежнему будут согласовывать свои цены с государством.

Ожидать ли резкого скачка цен на коммерческих линиях?

- Не будет никакого резкого скачка, может, на рубль-два. Рынок сам себя отрегулирует, - уверен Виталий Артамонов, один из крупнейших перевозчиков Хабаровска. - По одному маршруту будут ходить и коммерсанты, и муниципалы. Пассажир, чувствительный к цене, проголосует рублём, в случае резкого повышения. Я, по крайней мере, не планирую завышать цену на проезд.

Электротранспорт

Самый экологичный и самый медленный – электротранспорт - вызывает неоднозначное отношение пассажиров. С одной стороны, для трамвая не существует понятия пробки. С другой - встал один вагон – встал весь маршрут.

Много претензий и к комфорту: в старых вагонах холодно зимой, и душно летом.

С троллейбусами тоже проблема: скорость движения ограничена, ведь при определённом пороге скорости токоприёмники слетают с проводов на раз-два.

- Электротранспорт – мировой тренд. Или строить новые корпуса онкоцентров, или переходить на электротранспорт – это взаимосвязано, - уверен Сергей Суковатый. – Трамвай может и должен стать привлекательным для пассажиров, если поработать над качеством пути. Сегодня трамвайный путь похож на синусоиду.

Люди жалуются, звонила недавно одна женщина, говорит: «Я в положении, боюсь в трамваях ездить! Трясёт так, что я сейчас рожу».

Если отремонтировать полотно, то трамвай сможет развивать скорость до 70 км/час, без дискомфорта для пассажиров. Он гарантированно, без пробок, может довезти людей от ост. «Химфармзавод» до автовокзала.

У нас есть готовый проект вертикальной планировки трамвайного пути, всё зависит от финансирования.

Также не собираются пока отказываться от троллейбусов, наоборот -будут развивать этот вид общественного транспорта.

- Альтернатива троллейбусу – электробус. Ему не нужна контактная сеть, он не зависит от «усов», - объясняет Суковатый. – Мы в скором времени получим опытный образец, пустим его по улицам, посмотрим, как он поведёт себя в наших климатических условиях. Нужно, разумеется, всё просчитать, прежде чем закупать электробусы массово.

600 млн руб. - долги перевозчиков по налогам.
600 млн руб. - долги перевозчиков по налогам. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Послесловие

Итак, массовой ликвидации действующих маршрутов и такого же массового появления новых - не будет. Процесс будет планомерным и постепенным. Кроме того, обустройство новых автобусных остановок стоит недёшево.

Сделал остановку слева – делай и справа, между остановками нужен пешеходный переход, светофоры, а это – несколько миллионов рублей.

Ничего не менять тоже нельзя, необходимость перемен видна и безо всяких мониторингов.

- Муниципальные перевозчики (ХПАТП-1 – автобусы, ТТУ – трамвайно-троллейбусное управление – прим. авт.) стараются сократить свои расходы, идёт сокращение штата на предприятиях. А что делать: у них в общей сложности 600 миллионов рублей долгов, в основном по уплате налогов. У города нет возможности помочь им. Нужно самим искать пути выхода.

Однако, это не значит, что пассажира оставят один на один с перевозчиком, чтобы он обдирал клиента как липку. Общественный транспорт – социально значимый вопрос. Поэтому, в управлении пообещали, что при всех изменениях, в первую очередь, будут учтены интересы пассажира. 

КСТАТИ

Ещё одно новшество, которое должно повысить выручку перевозчиков, и сократить их расходы, - введение безналичного расчёта в общественном транспорте. Сейчас почти у каждого первого пассажира, не считая детей, в кошельке лежит минимум одна банковская карта – зарплатная. Расчёт по ней в магазине уже стал привычным делом, даже некоторые фирмы такси пошли на установку платёжных терминалов в автомобилях. Во многих крупных городах страны пассажиры общественного транспорта тоже используют карты. Почему бы и Хабаровску не войти в их число?

- Введение безналичной оплаты проезда - необходимая мера. Например, наш сосед Владивосток работает с южнокорейской фирмой, и вводит их систему, так называемый кеш-бокс, что-то вроде терминала, - объясняет Сергей Николаевич. - Пассажир может расплатиться картой, проездным и наличной. Фирма полностью инвестирует проект, получает потом процент с перевозчика. И перевозчику это выгодно. Как бы ни было, есть статистика: как только вводят систему безналичного расчёта за проезд, выручка поднимается на 15-20%. И на «зайцев» падает очень небольшой процент.

Пассажиру выгодно тем, что мы сможем наконец-то ввести нормальные проездные, которые будет очень трудно и дорого подделывать, не то, что старые бумажные. Пассажир сможет получить скидку за покупку большого числа поездок – скажем, 50 со скидкой 8-10%. Наличка – это прошлый век, хотя нужно сохранить эту возможность, только отдавать деньги не в руки кондуктора, а в терминал.

В этом вопросе администрацию поддерживают и коммерческие перевозчики.

- Я обеими руками «за» введение безналичного расчёта в транспорте. Кондукторы – это прошлый век. Во-первых, им нужно платить зарплату. Во-вторых, кондукторы тащат деньги, - откровенно высказался Виталий Артамонов. - Моё предприятие работает честно, мы не скрываем доходы от государства, так что нам бояться нечего. Кроме того, как перевозчик, я плачу единый налог за посадочное место. Мы пока не просчитывали стоимость установки платёжных терминалов в машинах, но я уверен, что переход на безнал будет выгоден по всем показателям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах