Каждый четверг один из залов музея им. Гродекова превращается в мастерскую по пошиву модной одежды конца XIX - начала XX веков. Нет, здесь не кроят и не шьют наряды по последней моде той эпохи, хоть есть швейная машинка и стоят большие старинные зеркала.
Многослойная мода
Здесь знакомятся с платьями, кофтами и жакетами ручной работы, выходными и домашними туфлями из ткани, кружевными зонтиками и корсетами.
А также узнают о непростом составе гардероба светской хабаровчанки тех времён и примеряют его на себя.
- Подумать только, в эти зеркала смотрелись наши землячки в позапрошлом веке, а теперь мы, - с восхищением заметила Ольга, посетительница выставки «Городской костюм XIX - начала XX в.в.», приехавшей в Хабаровск из Пермского краеведческого музея. - Так интересно, мы же женщины! Даже утреннее платье красивое и видно, что удобное.
Примечательно, что каждый экспонат салона - не сшитый на показ по фотографиям предмет гардероба, а принадлежавший в своё время реальному человеку. Платья, юбки, блузы, и даже сумочки и тапочки кто-то носил век или полтора назад.
Приветливая модистка, как хозяйка, охотно раскрывает посетителям секреты пошива и ношения каждой детали старинного туалета.
- Среди моих клиентов очень большой круг чиновников, состоятельных купцов и жён офицеров. Они любят себя побаловать и имеют такую возможность, - начала театрализованную экскурсию барышня Дарья Петрушина, лектор-экскурсовод музея им. Н.И.Гродекова г. Хабаровска. - Светская дама непременно должна на себя надеть несколько килограммов белья, чтобы соблюсти модный силуэт, который формируется за счёт корсета.
Но прежде приличная женщина должна облачиться сначала в сорочку, или нижний лиф, а после корсета - в чулки и панталоны, и не забыть про подвязку для чулок и нижнюю юбку, поверх которой надеть кринолин. Словом «кринолин» могли называться две разные вещи: жесткая нижняя юбка из специальной ткани, и конструкция из обручей.
После всего надевалась верхняя юбка, и уж потом верхняя одежда. Можно было выбрать вместо кринолина турнюр (подушечка, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре). Выбор зависел от платья, в которое решила облачиться модница. В любом случае дореволюционной барышне одеться самой было в принципе невозможно. Заметьте, все эти манипуляции дама должна проделать, как только встала с постели - неважно утро это или полдень. Когда проснулась - тогда и утро.
- А комнатные туфельки я сделала с открытой пяткой и острым носиком, - обратила внимание модистка на обувь в тон утреннего платья. - У туфель мягкая стелька, набитая конским волосом и соломой. А главная особенность домашней обуви - она не имеет различия между правой и левой туфелькой. Специально для того, чтобы владелец мог разносить обувь под свою ногу.
Платья-парочки
Очень популярны среди модниц начала прошлого века были платья, которые состояли из двух частей - верха и низа, то есть платья - парочки. Когда обе части надеваются вместе - наряд выглядит как одно целое.
- Когда я изготавливаю лифы, обязательно делаю подкладку, и прострачиваю косточки, чтобы создать силуэт исключительно под вашу фигуру, - приоткрыла секрет Дарья. - В зависимости от вашего бюджета косточки могут быть из металла или китового уса.
Вот подобное элегантное сдержанное платье, которое сшито для гимназистки начала XX века из очень дорогого шёлка с гипюровой вставкой и лишь с одним украшением - небольшой россыпью стекляруса.
Ни один из посетителей модной мастерской не признал в другом строгом платье-парочке рыжего цвета наряд невесты. Может она (невеста) была не из очень состоятельной семьи, или ткань выгорела, предположили они.
- Что вы, поверьте, платье очень дорогое. Оно сшито из французской тафты, а в лифе использован самый дорогой материал - китовый ус, - развенчала опасения хозяйка салона. - Только на юбку со множеством мелких густых складок сзади под турнюр ушло около 10 метров. Этот подвенечный наряд сшит в 1899 году, и по тем временам и впрямь был несколько старомоден. Но это объясняется тем, что невеста Афанасия Аммосова была очень юной - шестнадцати лет.
Столичный шик
Между тем, обычно, хабаровчанки прошлого выглядели достаточно элегантными и модными, и это подтверждают сохранившиеся фотографии. Как правило, местную светскую даму в конце XIX века можно было спутать с француженкой. Не смотря на то, что ткани и фурнитуру приходилось порой ждать месяцами, модистки следили за женской модой по журналам из Парижа, а мужчины предпочитали одеваться как лондонские джентльмены.
Правда, по словам музейщиков, в нашем городе подобных коллекций не сохранилось. А если есть, то их невозможно выставить из-за плохой сохранности. Поэтому сотрудники музея, чтобы оживить выставку, сделали реконструкцию прогулочных выходных платьев начала XX века, и предложили посетителям облачиться в них. Современные хабаровчанки преображались на глазах и начинали непроизвольно вести себя, как подобает статным леди, а мужчины становились важными и строгими, как настоящие советники или чиновники.
Ольга Аполлонова