Именем лётчика-аса, подполковника 236 истребительной авиадивизии Дмитрия Леонтьевича Калараша названы улицы не только в Хабаровске, но и в Московской области, Туапсе, Сочи, где пролегал его боевой путь. Его считают гордостью республики в Молдове, откуда он родом. И, конечно же, его помнят в Хабаровском педагогическом колледже, которому в конце прошлого года присвоили имя Героя Советского Союза Дмитрия Калараша.
Мечты о лучшей жизни
Чтобы узнать побольше об этом легендарном человеке, корреспондент «АиФ-Дальинформ» отправилась в музей педагогического колледжа, где с 80-х годов хранят огромный архив, включающий в себя уникальные письма – воспоминания друзей и родственников о Дмитрии Калараше.
Калараши родом из маленькой молдавской деревушки Атаки. Всего их было семеро – мать, отец, четыре сына и дочка. Это была семья крестьянина-бедняка, пишет в своих воспоминаниях близкий друг семьи Михаил Комаров. В Первую мировую войну отец был взят в царскую армию и направлен на фронт, а мать осталась одна в землянке с пятью детьми и была вынуждена ходить на подённые работы, а двух старших мальчиков отдавать в подпаски.
В 1917 отец вернулся домой и нашёл свою семью совершенно обнищавшей и разорённой. Для того, чтобы вырваться из тисков нужды, он решил переехать на Дальний Восток, куда раньше отправился его брат и где жизнь была, по слухам, лучше. Но дальневосточная земля встретила переселенцев неласково. Вскоре мать и младшая дочка умерли от тифа. Позже и отца, устроившегося работать на железную дорогу, убили японские интервенты, оставив истерзанное тело на льду в устрашение местному населению. Пятерых юных Каларашей распределили по детским домам Амурской области.
Без семьи
Диму Калараша в детдоме все ласково звали Митруня. Тяжело вспоминать то время, которое мы прожили в приюте, делится в письмах ещё один друг детства Дмитрия Калараша, Николай Красевич.
«Жили в голоде, холоде и скудной одежонке. Приходилось выполнять непосильную работу. Зимой пилили дрова для школы и детских домов. Задания были такими: на трёх ребят - отпилить 13 чурок и поколоть, подвезти на себе к указанному месту. Каларашу тогда было лет 7, мне - 10. И Морякову Феде тоже 10 годиков. Вот такие были пилильщики. А если не выполняешь это задание – накажут, побив веревочкой или плёточкой».
Несмотря на сложное время, Митруня не по годам был физически развит и силён, любил заниматься борьбой, бегать на лыжах, сам смастерил себе велосипед и вскоре не просто освоил езду на нём, но и показывал настоящие трюки. Хорошо играл на гитаре, балалайке, мандолине и скрипке. А в юношеские годы мечтал о самолётах и полётах.
Ас в облаках
Любовь Дмитрия Калараша к риску, скорости и небу нашла своё воплощение в авиации. Окончив в 1932 году Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, он всю оставшуюся жизнь посвятил укрощению самых сложных воздушных боевых машин. Когда началась Великая Отечественная, Дмитрий сначала защищал Москву, затем Ленинград в составе лучшего полка – асов. А когда удалось отогнать немцев от столицы, перебрался в самую горячую точку – защищать Северный Кавказ, где перевес сил был 8-10 самолётов противника против одного нашего.
Но нигде, даже при самом неудачном раскладе, он не давал спуска противнику, постоянно придумывая что-то новое. Не боялся вклиниться в самый центр вражеской эскадрильи, чтобы они не могли расстрелять его самолёт, не задевая своих. Или притворялся в самом начале боя, что его боевую машину сбили, и она падает в глубокое горное ущелье. А затем, обойдя по дну незамеченным, атаковал врага с тыла. И всегда побеждал.
Письма домой
«Эх, вспомнишь прошлое, и не верится, что это было на самом деле счастье, которое не замечаешь, - писал Дмитрий своей жене Лидии в подмосковные Люберцы, где она ждала его возвращения с двумя детьми, старшим Львом и младшей Ингой. - Надоели скитания и война, хочется собрать вас... Я жив и здоров, воюю как зверь, уже много сбил самолётов противника, за что послали на награждение. За меня не беспокойся и будь уверена, что скоро встретимся. Я так овладел своим делом, что никакие фашистские стервятники не страшны, только пусть почаще попадаются».
Отправлял он и полные оптимизма письма своему младшему брату Ивану, служившему в соседнем полку авиамехаником.
«В 1942 году наша дивизия была на Кубани, письма я получал от Дмитрия очень весёлые, он очень любил летать. Помню последнее его письмо: «Здравствуй, братишка. Весёлая жизнь началась, жара как на земле, так и в воздухе. Несколько фрицев отправил в лазарет навечно». И здесь же, на Кубани, мне сообщили, что Дмитрий погиб», - пишет Иван Калараш.
Случилось это 29 октября 1942 года. Но до этого Дмитрий совершил 262 боевых вылета, во время которых сбил более 20 вражеских самолётов, обучил молодое поколение и спас жизни многим солдатам, прикрывая их наступление с воздуха. Звание Героя Советского Союза ему присвоили уже посмертно. Похоронен Дмитрий Калараш в станице Лазаревская Сочинского района в братской могиле, над которой высится стела с именами героев, среди которых первым значится его.