Голос Кола (Николая) Бельды знаком, пожалуй, каждому дальневосточнику. Его песни поют до сих пор в разных странах мира. О знаменитом нанайце из села Муха (старое название - Муху) Хабаровского края не перестают рассказывать его земляки и те, кто хоть однажды видел певца на сцене.
«Якутяночка»
На днях вспоминали Кола Бельды и праздновали 85-летие певца на его родине. Правда, не в селе Муха – его больше нет, а в селе Синда. Сюда съехались жители четырёх сёл Нанайского района, прилетели артисты из Москвы, Белоруссии и делегация из Республики Саха (Якутии).
- Мы не могли не посетить места, связанные с жизнью человека, который стал легендой всего севера, - рассказал «АиФ-Дальинформ» Вячеслав Шадрин, председатель старейшин юкагирского народа, первый вице-президент ассоциации КМНС в республике. - Я с детства знаю и люблю его песни. В Якутии их до сих пор поют. Спросите любого северянина: «С кем ассоциируются песни твоего народа?». Первое имя назовут Кола Бельды. Он ведь часто к нам приезжал, был заслуженным артистом тогда ещё Якутской АССР (1958 г. – прим. авт.). Его «Якутяночка» стала визитной карточкой нашего края.
Мог ли представить знаменитый артист эстрады СССР, что и через 40 лет после первого исполнения «Увезу тебя я в тундру» эту песню с удовольствием будут исполнять граждане новой страны России?
Первыми на площадке перед сценой появились старожилы. Некоторые из них до сих пор плохо понимают по-русски, и говорят только на родном языке.
- Когда Кола приезжал с концертами в Хабаровск, он всегда заезжал в родное село, - поделилась 95-летняя Оку Оненко. - Воспитывали его дядька и брат, потому, что отец рано умер, а мать вышла замуж за другого. У нас раньше традиции такие были.
А приемная дочь дяди Кола Бельды добавила, что каждый раз привозил знаменитый родственник подарки и угощения к столу.
Хороший муж, заботливый отец
- О себе Николай Иванович говорил: «я не знаю, где родился, а родился я в ледоход». Он был всегда в хорошем настроении, и с ним приятно было общаться, - рассказала о муже хранительница имени, памяти и всего, что окружало певца в последние годы его жизни, жена Ольга Бельды. - В первое время после нашего знакомства постоянно меня смешил. Я смеялась до слёз. В плане домашних дел - всегда был дисциплинирован. Не стеснялся брать в руки швабру. Мыл пол по моряцкой привычке. Он был настоящим мужчиной, и сделал его таким флот.
Помню, в начале 90 годов, когда начал заниматься предпринимательской деятельностью, поехал в командировку, и вернулся с синяком под глазом. Я была в ужасе. Оказалось, в поезде на него напали. По внешнему виду подумали, что он китайский предприниматель. Кола отбивался, как мог. Когда же начал ругаться матом по-русски, напавшие от неожиданности отступили и отстали, но синяк поставить успели.
К дочке своей Елене Кола Бельды относился очень трепетно, любил безумно. Елене не было ещё и трёх лет, когда отец скоропостижно скончался, поэтому знает о нём только по фотографиям, рассказам и фильмам, но, по словам мамы, до сих пор может воспроизвести движения животом, которым учил её отец, занимаясь с ней йогой. Во время праздника, посвящённого памяти отца, скромная дочь с радостью дарила выступающим цветы.
Культура должна жить
Знаменитые, не по-советски роскошные костюмы «золотого голоса севера» показали гостям на выставке, организованной специально для торжества. Весь день над Синдой раздавался голос Кола Бельды, звучали нанайские и современные песни, варилась отменная уха из пяти видов амурских рыб. А запивали всё национальным напитком из крупы с добавлением икры.
- Мы хотим, чтобы люди помнили о своём земляке, - объяснил Юрий Донкан, директор национальной общины «Амур». - Всё-таки ему исполнилось бы 85 лет. Я был маленьким, когда Кола Бельды приезжал в Синду и давал концерт. Помню, что народу было - полный клуб, а песня про оленей запомнилась навсегда. Я считаю, что культура народа должна быть не на последнем месте, поэтому мы с другом поставили памятник нашему знаменитому артисту, который прославил наш нанайский народ на весь мир.
Открытие памятника Кола Бельды состоялось 16 июля 2009 года. Приезжие теперь обязательно фотографируются возле бронзового певца, а помнящие артиста лично, говорят о памятнике: очень похож, и лицом, и широтой души.
P.S. В северной части Хабаровска одна из улиц носит имя Кола Бельды. Она появилась совсем недавно, в районе новостроек по инициативе активных хабаровчан.