В Хабаровске впервые экспонируются эскизы декораций и костюмов крупнейших мастеров первой половины XX века. Михаил Врубель, Константин Коровин, Александр Бенуа, Иван Билибин и другие писали свои шедевры к спектаклям выдающихся режиссёров Константина Станиславского, Фёдора Комиссаржевского, Александра Таирова, Всеволода Мейерхольда. Не в последнюю очередь благодаря интересным сценическим решениям, многие спектакли вошли в историю театра.
Документальные свидетели
- Это блестящий период в истории отечественного театра, и в истории искусства вообще, - рассказала «АиФ-Дальинформ» Татьяна Батова, заведующая отделом научно-просветительской работы театрального музея им. А.А. Бахрушина в Москве. - В Хабаровск мы привезли работы известных художников. На рубеже XIX – XX веков принципиально менялся подход к оформлению спектаклей. Если до этого времени декорации переходили из спектакля в спектакль, то Мейерхольд, Станиславский, Таиров стали приглашать к созданию спектакля известных художников.
Объяснялось это просто - на рубеже веков ещё не было профессии художник-декоратор (она появилась только в середине XX века).
- Ценность театральных эскизов, представленных на выставке, ещё и в том, что от многих спектаклей уже ничего не осталось: ни самих декораций, ни костюмов, - уточнила Т. Батова. – Свидетелями постановок тех времён остались только они – участники подготовительного этапа. Да и то, благодаря коллекционерам, в частности, Алексею Бахрушеву, который собирал всё, что было связано с театром.
Не зря во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже, когда поднимался занавес, зрители не давали начать спектакль, потому что долго стоя аплодировали убранству сцены и декорациям.
- Да, Сергей Дягилев, когда вёз русские оперные и балетные спектакли во Францию, представлял наше искусство в полном блеске. Зрителей восхищало не только искусство Павловой, Менжинского, Шаляпина, но и визуальный ряд, оформление сцены, - утверждает куратор выставки.
Постановка, которой не было
На табличках к работам выставки можно найти подпись: «Неосуществлённая постановка». Это значит, что спектакль в итоге не состоялся.
- Действительно, иногда постановку спектакля запрещали, иногда просто не хватало денег, и работа прекращалась, - объясняет организатор выставки. – А эскизы к ним оставались. В данном случае это работы Натальи Гончаровой 1914 года «Четыре апостола» на музыку Стравинского в авангардном стиле. На этом примере мы видим, как в начале XX века меняется представление об искусстве. Появляются жёсткие ритмы, острые формы, локальный цвет, который заполняет фон и костюмы. Жизнь находит отражение и в театре.
Театр – искусство синтетическое, говорят специалисты, поэтому в театре так ёмко отражается жизнь.
Выставка «От серебряного века к авангарду. Россия. 1900 – 1940» приехала к нам из Южно-Сахалинска. Дальнейший путь её проляжет в Абакан, затем она поедет домой отдыхать. Долго графике нельзя путешествовать, потому, что листы должны храниться в темноте при определённой влажности.
Справка
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года. Начало музею было положено частной коллекцией известного московского мецената Алексея Бахрушина. Это уникальное явление русской культуры, поскольку театральная коллекция является одной из самых ценных музейных собраний современной России: эскизы костюмов и декораций, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, программки и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, и многое другое.