Постоянным читателям «АиФ-Дальинформ» наверняка знакомо имя Петра Егорова - ветерана гражданской авиации Дальнего Востока, автора нескольких брошюр - воспоминаний о героях, воевавших на фронтах Второй Мировой войны, и лётчиках гражданской авиации, в мирное время работавших на дальневосточных рейсах.
Несмотря на свой весьма почтенный возраст - 19 июля этого года Петру Егоровичу исполнился 101 год - наш гость продолжает работать, писать мемуары. Поводом для встречи стала недавно написанная им статья о бортрадисте Нине Андреенко, участнице войны с Японией.
Близкая война
Удивительно, но события полувековой давности Пётр Егорович помнит так, будто всё произошло вчера. С лёгкостью перечисляет имена и фамилии, должности, сразу же называет год, в котором произошло то или иное событие.
- Нина Васильевна стала первой бортрадисткой Дальнего Востока. Я - бывший начальник штаба 12-го авиаотряда, куда она пришла в 1938 году. Хорошо её помню, скромная девушка высокого роста - около двух метров, - вспоминает Пётр Егорович. - Знаю, что родилась она в Приморском крае. Первоначально работала радисткой в службе связи в аэропорту нынешнего Дальнереченска. Переехала в Хабаровск и переучилась на бортрадиста.
В период войны с Японией в августе 1945 года летала на самолёте С-47(Дуглас C-47 «Скайтрэйн» или «Дакота» (англ. Douglas C-47 Skytrain or Dakota) - американский военно-транспортный самолёт, применялся союзниками в период Второй мировой войны - прим. авт.) в составе экипажа командира корабля Школьникова. Весь экипаж за героизм при выполнении боевых задач был награждён орденами и медалями, в том числе и Нина Андреенко.
После войны, когда получили в Хабаровске пассажирские самолёты Ил-12, Нина Васильевна одна из первых начала летать на них по трассам Дальнего Востока - Петропавловск-Камчатский, Анадырь, а также выполняла рейса Хабаровск - Москва. Потом по состоянию здоровья врачи её отстранили от полётов, работала она на земле в службе связи хабаровского аэропорта. Жила она в Авиагородке, в двух шагах от дома, где жили лётчики нашего 12 транспортного авиаотряда. До последнего дня, пока не ушла в другой мир навсегда, была весёлой и доброжелательной.
Увлечённый жизнью
Пётр Егорович на некоторое время замолкает, начинает перебирать бумаги с записями. Пауза затягивается, я прерываю её вопросом:
- А вы чем после Второй мировой занимались?
- Служил в авиации, 57 лет ей отдал. Вся наша семья с авиацией связана, - улыбается собеседник. - Женился после войны, родили двойню. В Москве долго жили - почти 10 лет. В московских аэропортах одно время сплошь дальневосточники работали. В аэропорт «Внуково» меня приняли по рекомендации космонавта Николаева и его жены Терешковой. В 1988 году из Внуковского авиационного отряда ушёл на пенсию. Но в Москве не остался - вернулся в Хабаровск. Сын - пилот самолета ТУ-154, дочь - диспетчер службы информации аэропорта. Супруга моя в Хабаровском аэропорту долго работала. Кстати, 7 ноября у нас будет 67 лет совместной жизни.
- А с друзьями и сослуживцами продолжаете общаться?
- Конечно! Они мне пишут, звонят, подарки присылают. Вот, на столетие из Ленинграда часы прислали (Пётр Егорович демонстрирует часы, на циферблате которых напечатана его фотография. В первые секунды мне кажется, что на фото актёр Георгий Жженов, но нет, просто похож - прим. авт.). Я сейчас другим исследованием увлёкся - биографию Лермонтова изучаю.
Оказывается, Пётр Егорович - почти земляк знаменитого поэта. С энергией и любопытством, которым могут позавидовать даже молодые, ветеран изучает жизнь поэта. Начал переписку с пятигорскими историками, хочет найти потомков Лермонтова и побеседовать с ними. Обещал, что как только соберёт достаточно информации, позвонит мне и поделится с читателями «АиФа» своей статьёй. Наверное, в этом и есть секрет его долголетия: каждый день удивляться миру и знать: несмотря ни на что, жизнь продолжается.
Справка «АиФ-Дальинформ»
Пётр Егоров родился в 1913 году, в Чувашии. В 1933 году окончил знаменитую Балашовскую авиашколу Гражданского воздушного флота. Петр Егорович - представитель первого поколения авиаторов страны, курсант первого выпуска авиационных техников по обслуживанию самолётов ПО-2 и П-5. С 1937 года работал в Дальневосточном управлении гражданской авиации в аэропортах Свободный и Тыгда. В годы войны трудился в 264 отряде Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота, дошёл до должности начальника штаба. Возглавлял штаб Хабаровского авиаотряда с 1963 по 1973 год. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (в 1953 году и в 1973 году). В 1975 году - медалью «Ветеран труда».