Предприниматель - рисковая профессия. Принято считать, что здесь нужно чисто мужские качества: напористость, жёсткость, решительность и исключительный рационализм без «женской логики». Однако в суровом мужском мире бизнеса есть место и для милых дам.
Знакомьтесь - Янина Парфёнова. Семь лет назад, когда её третьему ребёнку исполнилось два года, решила начать карьеру бизнесвумен. Теперь это самый заметный салон красоты в отдалённом от центра Хабаровска районе.
Как снег на голову
Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: - Так с чего же начался, Яна, ваш бизнес?
Янина Парфёнова: - Всё началось с бани, построенной в нашем посёлке взамен старой. Как говорится, как снег на голову свалилось. Предложили там место, а я не отказалась. Правда, в душе всегда мечтала о своей настоящей парикмахерской. Я ведь с юности люблю посещать всяческие салончики. Причёсочки, маникюрчики наводить, и другие штучки.
Начала с солярия и ногтевого сервиса в банях, и конечно мечтала, чтобы и волосы было кому подстригать. Солярий у нас на посёлке тогда единственный был, и с мастерами маникюра и педикюра повезло – так что клиентов было достаточно. Четыре года так и работали. А тут товарищи, переезжающие, как и многие хабаровчане в Краснодар, предложили парикмахерскую их купить, уже готовый бизнес. Я убедилась тогда – мечтать полезно. Вдруг средства откуда-то появились (кредит и помощь мужа, - прим. авт.), и фантазия заработала с другим размахом.
- Так значит, особых трудов для раскрутки нового салона тратить не пришлось? Готовый бизнес – это ж не с нуля начинать.
- Да не совсем. За пять лет существования, о доставшейся по «наследству» парикмахерской у нас на посёлке мало кто и догадывался, хоть находится она на так называемой «красной линии». Здесь были решётки на окнах, всё оформлено в неприглядных тонах. Вывеску и фасадное оформление сразу пришлось менять на яркие, приметные. Всё лучшее, даже из дома несла на работу.
А дальше – больше. С Натальей и Валей – первыми парикмахерами салона, выходили на улицу и сами завлекали прохожих. Не скрою, бегала первое время через дорогу, к конкурентам (напротив Яниной парикмахерской, окна в окна находилась другая, очень популярная среди жителей – прим. авт.) и уговаривала стоящих в очереди мужчин сделать стрижку у меня. Надо же было как-то прорываться.
- Конкуренты не угрожали за такие действия?
- До сих пор не знаю кто, но в первое время нам стёкла оконные били. Представляете, однажды даже насквозь пробили тройной стеклопакет. Муж в командировке, старший сын - в армии. И мне пришлось с двумя детьми ночевать на работе. Оставить-то не с кем было. Постелили на полу матрасики, и спали.
Без узды
- Расскажите о своей тактике руководства коллективом. Вы с ними держитесь на одном уровне или на разных иерархических ступенях?
- У нас одна семья. Мне повезло с девчонками. Их сейчас работает у меня 11 человек, а я - администратор посменно. Уже научилась мыть брови после покраски, а помыть пол вместо уборщицы - это вообще мой конёк. Помогаю, чем могу.
Мы все дни рождения и праздники обязательно отмечаем коллективно. На дискотеки ходим, в рестораны, по возможности. Где бы ни были – нам весело вместе и хорошо. Девчонки знают, что делают со мной одно дело, а я от них завишу. Будут плохо работать они, меньше заработаю я, и наоборот. Я не люблю, когда говорят – это ваша хозяйка, и обращаются по имени отчеству. Никогда не буду держать коллектив в узде, потому, что помню свой плачевный опыт. До того, как открыть салон, я несколько лет работала в мебельном магазине, где нас выстраивали по стойке «смирно» каждый день. Хозяин, помешанный на традициях Японии, заставлял кланяться каждому клиенту в пояс, как это принято там. Никакие наши доводы о менталитете русских людей не помогали.
Помня о том «терроре», я пользуюсь другими принципами. Люди должны на работу ходить с удовольствием. Чтобы не поглядывали каждый час на время, и не считали минуты до окончания смены, а потом быстрей домой – на два дня забыть.
Очередь от «пяточка»
- Есть мнение, что бизнес и женщина – понятия не совместимые. Либо ты рожаешь детей и стоишь у плиты, либо занимаешься делом.
- Если планировать каждый день и выполнять этот распорядок, никаких проблем с работой не возникает. Когда младшую родила, ещё в бане работала. Каждый день приходилось брать её с собой. Она на крылечке в коляске спала, а тётеньки-банщицы за ней из окон присматривали. В год и пять месяцев я отдала малышку в ясли, правда, частные. А постарше стала – со мной в машине по всем инстанциям начала мотаться. С мужем тоже проблем не ощущаю. Он понимает, что я не развлекаюсь здесь. Всегда поможет в салоне сантехнику починить, лампочки поменять, крыльцо почистить, полочку какую прибить. Так что мне слесарей с электриками вызывать не надо. Правда, бабушка из меня пока никакая. С внуком редко вожусь.
- Как теперь, в кризис с клиентом? Не убавилось?
- Немного меньше стало. Но вижу, понемногу отходят люди от шока. Думаем сейчас, чем ещё привлечь к себе кризисного клиента. Вроде интерьер сделали современный, кофе, чай за счёт заведения предлагаем. Сиденье специальное для детей установили, мультиками, киношками развлекаем.
Я всё же оптимистка. Мечтаю, что скоро в мой салон будет очередь начинаться от «пяточка» (стихийный рынок, названный так местными жителями ещё в советское время, метрах в ста от салона Яны - прим. авт.).