Пятый Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» сегодня, 1 июня, завершает свою работу. Неделя духовой музыки вновь стала для города незабываемым праздником. Кто-то открыл для себя особенности игры музыкантов другой страны, кто-то завёл новые знакомства, а кто-то узнал что-то личное об исполнителях и дирижёрах.
Продвижение бренда
Международным наш фестиваль можно называть по праву, а не номинально, как бывает - есть один коллектив из соседней страны, и ладно. «Амурские волны» каждый раз преподносят хабаровчанам сюрпризы. Впервые наш далёкий регион посетил «Танцующий оркестр» из Екатеринбурга, и мы узнали, что военные могут исполнять сложные музыкальные произведения, и при этом ещё танцевать и играть в футбол! А ещё зажигать и увлекать за собой современными мелодиями, джазом и даже попсой.
Затем к нам начали приезжать музыканты из далёких и экзотических уголков мира. И в этот раз в фестивале принимали участие пять стран, включая Россию. Своё искусство дарили семь больших и малых коллективов из Москвы, Владивостока и Хабаровска. Среди иностранных: центральный оркестр и строевой взвод Командования Военной полиции Вооружённых сил Сингапура; Президентский оркестр Службы государственной охраны вместе с Церемониальным батальоном Президентского полка «Айбын» Республики Казахстан; оркестр военно-музыкального училища при Университете обороны Монголии. Украшением фестиваля стал яркий женский духовой оркестр провинции Хэйлунцзян - и он единственный не военный. Кстати, китайские друзья стали гостями фестиваля впервые.
Как же удаётся убедить зарубежные военные коллективы посетить наш молодой фестиваль?
- Проводится кропотливая работа, требующая тщательной проработки. Как только завершается текущий фестиваль, начинается подготовка к следующему, - рассказал «АиФ - Дальинформ» Вячеслав Дианов, министр международного и межрегионального сотрудничества Хабаровского края. - Сначала изучаем информацию о странах, чьи военные музыкальные коллективы постоянно принимают участие в аналогичных фестивалях. Затем рассылаем письма - приглашения в зарубежные посольства своим коллегам в регионы стран-партнёров. Обычно отправляется около 30 писем.
Во время встреч на высоком уровне Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края, лично приглашает военные духовые коллективы посетить наш фестиваль.
По словам Вячеслава Анатольевича, у большинства интересных оркестров график концертов и гастролей расписан на несколько лет вперёд. Важен и финансовый вопрос, потому что выезд любого оркестра за границу обходится достаточно дорого. Он обычно состоит из 50 - 70 музыкантов, а ещё руководство и дирижёры…
Подобные фестивали проходят во многих городах мира. Правда, крупные можно сосчитать по пальцам, ведь продвижение бренда требует время, и заслужить признание непросто. Хабаровский фестиваль – относительно новый, однако в этом году почувствовалось, что он выходит на новый уровень. О популярности в России уже говорить можно, но заграницу ещё не покорили.
В центре внимания
Хотя военным музыкантам и руководителям оркестра из Монголии, который впервые участвовал в «Амурских волнах» в 2014 году, так понравился приём русских зрителей на выступлениях, что в этот раз они приехали в Хабаровск за свой счёт и привезли, по мнению многих, самую оригинальную программу. Один гимнаст чего стоит! Во время концерта на Комсомольской площади парень, разминавшийся перед выходом, оказался в центре внимания горожан. От зрителей, удивлённых гибкостью и отличной физической формой монгола, не было отбоя.
- После первого посещения Хабаровска мы рассказали землякам о радушии русских людей, о красивом городе, и о реке Амур. Теперь, чтобы стать участником фестиваля, каждый студент нашего училища очень старается хорошо учиться. Ваш фестиваль стал стимулом для прилежной учёбы, - рассказал полковник Т. Мунхтунгалаг, начальник Военно-музыкального училища при Университете обороны Монголии. - Мы решили исполнить в этот раз самые известные в мире песни, которые любят в Монголии и в России. А наш гимнаст - самый лучший в стране, у него очень плотный график гастролей. На родине артист бывает реже, чем за границей. И вот, выступает в Хабаровске.
Далёкая экзотика
Открывал программу пятых «Амурских волн» Центральный оркестр Вооружённых сил Сингапура. Интересно было наблюдать за темнокожими людьми из далёкой жаркой страны, которые почти без акцента спели «Сон Степана Разина».
Первые несколько произведений сингапурцев звучали строго по-военному, подтянутые, предельно собранные музыканты чётко держали ритм и стиль. Зрителям тоже пришлось поначалу держаться сдержано, отвечая характеру произведений. Немного непривычно было слышать длинные формы. К примеру, трёхчастная «Музыка для фестиваля» Филиппа Спарка длилась около 15 минут.
Южане решили познакомить далёких дальневосточников и со своей национальной музыкой.
Всех зрителей покорила солистка, первый сержант Изабель Вонг. Изумительному голосу с классической джазовой постановкой белой завистью завидовали наши вокалисты. А сдержанные ранее музыканты ударной группы вмиг превратились в темпераментных танцоров, как и подобает южному народу. Вот тут-то зал взорвался аплодисментами и возгласами «браво», «бис».
- Наши музыканты вместе с мастерством игры на инструментах также демонстрируют мощь Вооружённых сил Сингапура. Это вы увидите во время дефиле оркестра на площади Славы, - гордо заявил Танг Лиат Пенг Филипп.
Действительно, так и было. Взвод командования военной полиции лихо управлялся с оружием, а музыканты - с веерами.
После нескольких дней пребывания в Хабаровске господин Танг признался, что полюбил русскую кухню. Особенно понравились борщ, пельмени и вареники с вишней и клубникой.
Откровения генерал-лейтенанта
Впервые в программу «Амурских волн» включена творческая встреча художественного руководителя фестиваля генерал-лейтенанта Валерия Халилова, главного военного дирижёра Вооружённых сил РФ, идейного вдохновителя фестиваля.
Валерий Михайлович рассказывал о своей творческой жизни, особенностях работы военных музыкантов и дирижёров, а также аккомпанировал солистам своего оркестра, которые исполняли романсы, музыку к которым написал сам.
Однажды Халилову предложили стать просто музыкантом в оркестре, но он отказался, чувствовал, что не его призвание - быть музыкантом. А музыку начал писать в творческом кружке ещё при музыкальной школе.
- Мне нравилось изобретать мелодии, что и помогло потом в практике, - рассказывал дирижёр. - Обычно я пишу марши, это мой конёк. Но в душе и в музыке я лирик. Люблю Чайковского и Рахманинова. Люблю всё, где есть мелодия и красота. Если вижу красивое стихотворение, и его можно положить на музыку, то пишу такую музыку. Романсовая часть моего творчества, к сожалению, грустная, потому что какие слова – такая и музыка.
Четверо московских вокалистов блестяще исполнили романсы, и хабаровчане отметили талант Валерия Халилова в сочинительстве.
Линии жизни
- Я уже пятый раз приезжаю на дальневосточную землю, и это один из любимых моих фестивалей, - призналась после творческого вечера Наталья Манулик, солистка Центрального военного оркестра. - Дальний Восток не такой дальний, как кажется на первый взгляд. Здесь удивительные люди. Я поражаюсь открытости их души, доброте, честности, красоте, и одновременно - это организованная профессиональная и молодая публика. Когда готовишь репертуар для очередного фестиваля, всегда помнишь, что тут очень взыскательный зритель. Здесь люди культурно развиты, и стремятся к совершенству.
С некоторыми участниками фестиваля бывалые русские музыканты встречаются только в Хабаровске. С японцами и оркестром Сингапура, например, они познакомились именно здесь. Всё-таки музыка и культура - это рельсы, по которым можно налаживать контакты между странами, отметила солистка Центрального военного оркестра.
И над всем этим возвышается фигура военного дирижёра, который должен обладать очень многими специфическими качествами. Безусловно, быть физически крепким и выделяться внешне. В отличие от всех офицеров полка войсковой части, только военному дирижёру дозволено на три шага стоять впереди строя, чтобы его могли видеть сзади. Поэтому военный дирижёр всегда должен быть подтянутым, объяснял Валерий Халилов.
Военный оркестр всегда был связующим звеном между гражданскими и военными. До революции военная музыка звучала в садах, парках, на площадях. Так было и в советское время. И эта традиция продолжается.