Наша большая река с красивыми берегами и славной историей опустела. Не ходят больше по Амуру-батюшке могучие речные лайнеры «Ерофей Хабаров», «30 лет ГДР», «Василий Поярков», «Миклухо-Маклай». Бегают лишь речные трамвайчики, скоростные суда на подводных крыльях, тяжёлые баржи с тягачами да частные яхты. Куда подевались круизные лайнеры, путёвки на которые ещё в начале этого века было не достать к началу навигации?
На этот и другие вопросы журналиста «АиФ-Дальинформ» отвечает имеющий немалый стаж в перевозке пассажиров по рекам Хабаровского края Александр Сенченко, бывший капитан корабля «30 лет ГДР» (в последствии «Владимир Арсеньев»), ныне заместитель директора - начальник лоцманской службы ООО «Хорсшиппинг».
Путешествие закончилось
- Александр Иванович, куда делись красавцы-корабли, и хоть один из них есть на плаву?
- На сегодня один - «Василий Поярков». Он требует косметического ремонта и обычного технического поддержания механизмов, систем, тогда сможет работать долго. Ещё остался «Георгий Седов», теплоход находится в собственности Амурского судостроительного завода. Месяца два назад завод получил добро от Российской судостроительной корпорации на его продажу, либо разрезку на металлолом. В 2010 году были идеи создать совместное с китайцами предприятие. За китайские деньги с участием крупных фирм модернизировать эти суда и под российским флагом возить зарубежных туристов по Амуру с заходом в Китай. Нужна будет только виза. Но в Амурском пароходстве даже не стали рассматривать такое предложение, хотя в подобных круизных маршрутах мы уже имеем практику. К примеру, теплоход «Пржевальский» в 1991 году пришедший с реконструкции под названием «Звезда Амура», а с 2004 – «Граф Муравьёв-Амурский». Он сразу был отдан в аренду американцам для перевозки туристов, успешно работал долгое время.
- Что с ним стало?
- Арендатор мистер Пит сдал его в субаренду итальянцам под гостиницу, и те, живя на теплоходе, произвели первую покраску нашего железнодорожного моста. Это получилось качественно, быстро, с гарантией на 10 лет. Прежде старый мост красился от одного берега до другого без перерыва. Пока доходили до противоположного конца – нужно было снова красить. А теперь «Граф Муравьёв-Амурский» служит рыббазой.
Как умирали теплоходы
- Какова судьба других речных лайнеров?
- Так получилось, что умирали теплоходы вслед за своими капитанами. Стоило кому-нибудь уйти на пенсию или по состоянию здоровья, лайнер продавали или распиливали. На гвозди ушёл первым «Семён Дежнев», вторым - «Невельской», потом теплоход «Миклухо-Маклай», который тоже прошёл реконструкцию в Китае примерно за три с половиной миллиона долларов и с 2004 года стал носить имя «Капитан Котенко». Помню, когда его вели на металлолом, я встретил его, находясь в рейсе ночью в тумане на Нижнем Амуре. Попросился под бортом переночевать. Печально было с ним прощаться. Теплоход «30 лет ГДР», которым я командовал последние 10 лет его жизни, бесславно ушёл в Южную Корею.
- А можно ли теперешние речные плавбазы реанимировать и вновь пустить в круизные рейсы?
- Нет, это невозможно. Там уже поставлены рыборазделочные импортные линии. И они удобные для проживания. Ведь на кораблях есть, где поспать, помыться, поесть, отдохнуть. Есть электричество для рыбсекций, горячая вода, пар. То есть весь спектр коммунальных и технических услуг для рыбаков. Кто откажется от таких удобств? А при надлежащем уходе, я уверен, такие пассажирские суда могут служить до 100 и даже более лет.
- А если представить, что всё же найдётся теплоход для круиза по Амуру из старых лайнеров, реально его отправить в ближайшее время?
- Сейчас очень жёсткие санитарные требования к пассажирским судам, а к туристическим тем более. После «Булгарии» гайки завернули. Это неплохо. Суда должны быть обеспечены всем необходимым, а также квалифицированным и профессиональным экипажем.
Кто поверит в перспективы?
- Почему, по-вашему, в Хабаровском крае потерял былую славу речной туризм? Неужели по Амуру не хотят больше путешествовать?
- Круизный туризм стал потихоньку сходить на нет, потому что появился шоп-туризм в Фуюань, Хэй-Хэ. Турфирмам стало гораздо удобнее просто продавать путёвки и не заморачиваться по поводу маршрутов и развлекательных программ. Но, я уверен, что и сейчас желающие путешествовать по реке найдутся. Вообще-то в советское время уже в марте путёвки на всю навигацию были распроданы. Просто некому сейчас этим заниматься. Нужно же организовать на местах стоянок экскурсии, автобусы, придумывать, чем занять туристов во время тура. Всё должно работать как отлаженный часовой механизм.
- Ну хоть надеяться-то на возрождение можно?
- Надеяться на возрождение и развитие круизов на Амуре можно только лишь при условии, что кто-то с большими деньгами сможет поверить в перспективу речных путешествий. Окупаемость новых лайнеров займёт много времени, а значит, вряд ли кто будет вкладываться в это полезное для людей дело. Я же до сих пор уверен, что лучший отдых – отдых на воде.