Наступивший год провозглашён в нашей стране Годом литературы. Чем он будет отличаться от предыдущего Года культуры, мы ещё не знаем. Надо полагать, внимание к писателям и поэтам прошлого, и что немаловажно настоящего должно быть непременно повышенным.
Не перевелись ли ещё литераторы на земле дальневосточной? Чем живут и чего ждут они от года литературы? На эти и другие вопросы отвечает Александра Николашина, главный редактор литературно-художественного журнала «Дальний Восток», член союза писателей России, прозаик.
Большая литература
Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: - Александра Викторовна, как обстоят дела нынче в Хабаровском крае с литературой? Недостаток в авторах чувствуется?
Александра Николашина: - Я работаю редактором три года, и могу сказать, что с литературой у нас всё в порядке. Мне раньше тоже казалось: есть только мэтры с известными всем именами, а новых авторов вроде не появляется. На самом деле пишущих людей много, и есть очень интересные и молодые. Хабаровский писатель Роман Романов пишет интереснейшие вещи. Это многообещающий автор и, на мой взгляд, один из самых интересных писателей нашего города. Виталий Максименко работает в жанре «мистический реализм» с неожиданными сюжетными поворотами. Есть две девочки-поэтессы – Дарья Уланова и Алиса Саид-Баталова.
В прошедшем году мы публиковали повесть «В поисках Алисы» студента из Комсомольска-на-Амуре, его псевдоним Робин Гусь. В Аяне живёт Сергей Лапоников, который очень интересно пишет о природе. И это только те имена, которые, как говорится, лежат на поверхности. Шлют-то нам свои произведения со всей страны и из-за рубежа.
Читающие и пишущие
- Так эти авторы только в журнале и публикуются. Насколько это престижно и популярно сейчас среди молодых?
- Если молодые авторы несут свои произведения не куда-то, а именно нам, значит, они читают или, по крайней мере, знают о «Дальнем Востоке». Количество читающих и пишущих нисколько не уменьшилось. Просто оно ушло в свои русла. И что удивительно, в современной жизни есть молодые люди, которым интересно сочинять. Для них это важно. А ещё больше молодых, которые не пишут, но интересуются написанным, и без книжки жить не могут.
- Можно ли, по вашему мнению, за год изменить отношение молодёжи к литературе?
- За год, конечно, ничего не изменишь и не повернёшь. Но что значат Год литературы, Год культуры, да и вообще все года, которые чему-то посвящены у нас в стране? Это же просто означает, что наиболее пристальное внимание предполагается уделять тому, либо другому направлению. Чтобы министерства планировали больше мероприятий, чем обычно.
То же самое и с литературой. У нас в журнале каждый год – Год литературы. И если в этом году будет больше встреч с читателями, больше командировок – мы будем рады. Потому, что общение с людьми позволяет открывать новых талантливых авторов. Многие, видимо, стесняются выставлять свои произведения на читательский суд. Пишут, и про себя думают: «Да какой я писатель? С какой стати я пойду в редакцию? Пишешь – ну и пиши себе. Есть Интернет – выложу туда». А думают так совсем напрасно. Нам нужно как можно больше новых интересных авторов, потому что однообразие надоедает. Ведь все литературные журналы, которые есть в стране, держатся на некой авторской обойме. Примерно 20 авторов тусуются между собой из года в год в разном порядке, а новых, как правило, не любят.
- Как начинающему писателю понять – достойные у него сочинения, или нет. Есть ли критерии художественности?
- Для начала текст должен быть написан грамотно. То есть автор должен элементарно владеть русским языком хотя бы на уровне полного объёма средней школы. У автора должен быть свой взгляд на вещи, свой голос. Не надо подражать ни классикам, ни современным популярным авторам. Это бывает очень часто. Лучше писать как-то по-своему. И главное, чтобы произведение цепляло и оставалось в памяти. Ещё есть такая вещь, как «нерв». Есть разница, когда пишется текст с холодным умом, а когда с душевным порывом. Это видно сразу.
- Как в нынешнее время стать популярным литератором?
- Как доказывает современность – бешеную популярность и что немаловажно, деньги приносят детективы и женские романы. Заключается договор с издателем, и вперёд.
- Но это же не литература.
- Не литература, но популярность. Стать же популярным писателем очень сложно. Вообще не надо думать об этом. Иногда случается, что человек случайно попадает в обойму. Во всём мире, и у нас в стране, литература становится делом избранных. Сейчас она уходит в университетские городки, где собираются любители настоящей поэзии и прозы.
Книжка в коллекцию
- То, что наша страна была когда-то самой читающей в мире – это миф. Читали в основном тоже детективы и любовные романы. Остальные книжки просто собирали. Это было модно, потому, что было не достать. А сейчас все полки в магазинах заставлены – идите, покупайте. Но это уже никому не интересно, потому, что доступно.
- Получается, чтобы современный человек купил книгу в магазине, нужно, чтобы он любил читать?
- Действительно так. А полюбить читать нужно с детства, на примере своих родителей. Если вы читаете книги на глазах у ребёнка, он тоже будет читать. А если заставляете чадо взять книжку, смотря при этом телевизор, результата не будет.
- Так что же должно измениться в Хабаровске в Год литературы?
- Мне хотелось, чтобы в Год литературы молодым авторам помогли издать книги. Это удовольствие не из дешёвых – не меньше 100 тысяч рублей. Может быть, организовать большой литературный фестиваль - по подобию сахалинского, или библиоярмарку - когда литераторы на популярных площадках города декламируют свои сочинения.
P.S. Мечты Александры Николашиной пока остаются лишь мечтами. План мероприятий Года литературы в Хабаровском крае министерство культуры составило без участия писателей.