Крупнейший на Дальнем Востоке художественный музей находится не в лучшем состоянии. Ситуация обострилась до такой степени, что сотрудники ДВХМ всерьёз стали переживать за сохранность уникальной коллекции произведений искусства. Решить все проблемы самостоятельно руководство музея не может, необходима поддержка краевых и городских властей. А её нет.
Финансирование - ноль
- Сегодня к нам предъявляют совершенно другие требования. В музеях должны быть детские комнаты, кафе или бары, торговые галереи. Сегодня наш музей имеет 16 тысяч единиц хранения. Мы не самый большой музей в стране, не претендуем на федеральный статус, например, как Эрмитаж или Русский музей. Но мы являемся методическим центром музеев Дальнего Востока. К сожалению, эту нашу деятельность, которой мы должны заниматься, не финансируют ни краевые, ни федеральные власти, - рассказала генеральный директор Дальневосточного художественного музея Валентина Запорожская.
Шедевры в кабинетах
В запасниках хранятся уникальные коллекции русского, западного и национального искусства. Не каждый российский музей может похвалиться, что в его фондах есть картины Паоло Веронезе - в запасниках находится произведение «Блудница перед Христом». Или, например, шедевр Тициана (один из девяти в нашей стране - прим. ред.).
- Есть картина итальянского живописца Бернардо Белотто - очень редкий архитектурный пейзаж «Церковь Санта Мария Маджоре в Риме». Если говорить про советское искусство, это «Дочь рыбака» Петрова-Водкина, Мартирос Сарьян, Игорь Грабарь, Митрофан Греков, Николай Терпсихоров. Имена громкие, известны не только искушённым любителям искусства, - продолжает Валентина Александровна. - Только увидеть эти произведения в экспозиции у гостей и жителей дальневосточной столицы вряд ли получится в ближайшем будущем. И отсутствие пространства тому вина!
Места под все произведения катастрофически не хватает. Дошло до того, что сотрудники музея вынуждены переносить старинные полотна к себе в кабинеты. Естественно, подобное решение не идёт на пользу произведениям, но другого выхода сейчас просто нет.
В тесноте и обиде
Капля за каплей
Есть у музея ещё одна серьёзная проблема и решать её нужно, пожалуй, оперативнее, чем все остальные. Дело в том, что при строительстве здания Военного собрания не учли один важный момент - грамотный отвод грунтовых вод. В результате за долгие годы потоки подмыли фундамент, из-за чего по стенам пошли трещины.
Четверть века назад, в 1992 году, музейные работники ещё не знали об этой мине замедленного действия. Переезд в новое здание стал для них по-настоящему радостным событием. До этого на протяжении почти 90 лет учреждение располагалось в бывшей синагоге. Новые помещения казались куда более просторными, да и история здания добавляла музею ещё больше значимости. Кроме того, бывшее Военное собрание было хорошо отремонтировано - его привели в порядок специально к переносу музея.
Потеря ДВХМ станет катастрофой для края.
Но сейчас конструктивные недостатки проявились во всей некрасивости. Хабаровчане и гости города наверняка видели ограждение вокруг музея, которое выполнено красной лентой. Дело в том, что начала отваливаться старинная лепнина. Здание музея надо спасать, причём оперативно.
Единственный вариант, который есть у сотрудников учреждения, - это консервация. Но какие последствия она принесёт и сколько продлится, пока неизвестно. Консервация означает, что здание будет выглядеть так, будто его бомбили. Придётся сбивать лепнину и демонтировать другие элементы декора. И одно из самых красивых зданий в Хабаровске уже не сможет отличаться своим оформлением. Конечно, потом всё будет восстановлено, но это уже будет новодел. Так или иначе, но проблема есть и решать её надо незамедлительно, пока здание не начало рушиться на головы хабаровчан и гостей дальневосточной столицы.
Выход - новый корпус
Больше всего гендиректор боится за сохранность фондов. Непонятно, как во время ремонта (если он будет) обеспечат безопасность бесценных шедевров. Их нужно переносить в надёжное место, а это огромные траты, да и место такое ещё предстоит найти. Нужна заинтересованность краевых властей, а её Валентина Запорожская пока не видит.
У музейных работников есть идея: возвести неподалёку от здания ДВХМ новый корпус. По такому пути в своё время пошёл Гродековский музей.
Проконсультировавшись с архитекторами, Валентина Александровна предлагает не делать пристройку, а соединить будущий новый корпус со старым подземным переходом. Ориентировочная стоимость проекта - 500 миллионов рублей. Пока предложение повисло в воздухе.
Кстати, у Хабаровска есть шанс заявить о себе на всю страну не только «делами живодёрок» и «зелёнкой».
- Мы получили положительный ответ об открытии филиала Государственного Русского музея. Согласие на это дал его директор Владимир Гусев, - с гордостью делится Валентина Александровна. - Но для того, чтобы это произошло, необходимо волевое политическое решение местных чиновников - без него не решить вопрос с поиском или строительством нового здания. Русский музей не будет финансировать строительство, но сможет предоставить свои фонды.
СПРАВКА
Здание, в стенах которого сейчас располагается музей, строилось по проекту архитектора Владимира Григорьевича Мооро. Военное собрание было возведено в 1887 году. Согласно историческим источникам, на первом этаже сооружения размещались зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, приёмная, комнаты для музыкантов и туалетная. На втором этаже - комнаты для карточных игр, библиотека и бильярдная. В цоколе были обустроены комнаты для прислуги, повара, а также кладовые.
В первоначальном своём облике Военное собрание просуществовало чуть меньше 30 лет - перестройка длилась с 1914 по 1916 год. Автором нового проекта выступил Николаев-Труханин. Старое здание попытались вписать в новый ансамбль - и это успешно получилось. Благодаря реконструкции сооружение выросло вверх до трёх этажей. Крышу украсили четырёхгранные шатры. Кроме того, к зданию пристроили новых двухэтажный корпус с мощным куполом.