В мае «Белому театру» исполняется 25 лет. Четвертьвековой юбилей творческий тандем режиссёра, актрисы Ольги Кузьминой и худрука и актёра Андрея Трумбы рискнул отпраздновать постановкой «Записок из подполья» Фёдора Михайловича Достоевского. Казалось бы, кому интересны в нынешний век мысли полусумасшедшего? Оказывается, интересны.
Конфликт идей
- Достоевского мы делали долго, больше года, - рассказала «АиФ» Ольга Кузьмина. – Вещь очень серьёзная, как раз для нас. «Записки из подполья» - камерное произведение, рассчитанное на одного актёра, поэтому лучше смотрится на маленькой сцене. Да и сам Достоевский, как мне кажется, довольно камерный писатель. У него произведения построены на столкновении идей. Одна идея встречается с другой – как таковых героев нет. При этом возникают хорошие диалоги, а диалоги хорошо раскрываются именно на небольшой сцене.
Спектакли «Белого театра» хабаровчане ассоциируют обычно с игрой одного-двух актёров. А в нынешнем премьерном спектакле участвовала небольшая труппа.
- Моноспектакль обычно предполагает игру одного человека, но здесь есть диалоги. Поэтому герой должен к кому-то обращаться, а не сидеть как кукушка и токовать. Герой Достоевского живёт в подполье, ему не интересен реальный человек. Он живёт в мире своих иллюзий и идей. Мы взяли его идеи и воплотили их в образе странных существ, с которыми он ведёт свою жизнь и существует. Нереальных героев сделали реальными, получился скверный анекдот «По поводу мокрого снега», - поделилась замыслом постановки режиссёр.
Зритель тянется к слову
«Записки…» изначально были задуманы как не кассовый спектакль. Театралы думали: зритель не пойдёт. Но великий классик не отпугнул, а напротив - произвёл большое впечатление на умы.
- Как оказалось, народ соскучился по хорошему слову, драматургии, по всему человеческому. Нас порадовало и удивило, что спектакль собрал аншлаг. Мы ведь делали классика отчасти для себя, для души. А когда оказалось, что народу тоже нужно, это вдвойне приятно, - сказали Ольга и Андрей.
Что же заставляет зрителя возвращаться ещё и ещё раз в стены этого театра? Может, тепло и радушный приём, как дома? Уже в фойё окунаешься в мир добрых, хоть и старых вещей. Здесь обрела вторую жизнь мебель середины прошлого века. Часы, циферблат которых сделан во Франции, а обрамление придумал художник-умелец театра Андрей Тэн, исправно отсчитывают минуты. Здесь старинная, но рабочая прялка (из спряденных на ней нитей Ольга Кузьмина вяжет тёплую одежду), а перед каждым спектаклем зрителей угощают ароматным чаем с травами.
Незаменимые люди есть
И даже спектакли, сыгранные многократно, всегда получаются разными и смотрятся по-новому.
- Спектакль «Пейзаж» мы играем уже 14 лет, - вспомнил Андрей. - Времени прошло много, решили обновить костюмы, декорации. Мир меняется и мы вместе с ним, технические возможности растут. Драматургия осталась та же, но смотрится спектакль по-новому. И так происходит со многими.
За 25 лет из репертуара «Белого театра» снято только 4 спектакля. И это отчасти потому, что актёры, участвующие в них, уехали. «Этот тот случай, когда незаменимые есть», с оттенком печали сказал Андрей Трумба. Желание пересмотреть постановку возникает, пожалуй, ещё по одной причине: особенность «Белого театра» такова, что режиссёр не диктует актёру условия.
- Наш актёр ищет образ, исходя из своей личности, не натягивает на себя чужую маску, а творит героя сам. Я только направляю и выстраиваю мизансцены. Актёр - мой соавтор, - поделилось секретом Ольга Кузьмина. - Вот и получается, что из спектакля в спектакль актёр продолжает творить и впечатление у зрителя остаётся каждый раз новое.
P.S. Ближайшее представление спектакля «По поводу мокрого снега» по повести «Записки из подполья» состоится на сцене Белого театра в субботу, 22 марта в 18.30.