Лето закончилось, но есть и приятные новости - уже скоро культурная жизнь города оживёт, во всех шести театрах Хабаровска начнутся новые театральные сезоны. И первым откроет свои двери Хабаровский камерный театр «Триада».
Наш разговор с бессменным художественным руководителем и главным режиссёром театра Вадимом Гогольковым начался с обсуждения новинок 29-го сезона, но быстро перешёл на общие, вечные темы.
Дышать в унисон
- «Золотым телёнком». Его премьера состоялась в конце 28-го сезона, зритель хорошо принял этот спектакль. В октябре будет премьерный показ спектакля «Женитьба» по Николаю Васильевичу Гоголю.
- Почему именно «Женитьба»? Эту пьесу современной не назовёшь, тем более, есть множество постановок в разных театрах. Довольно сложно говорить о том, о чём уже было много сказано.
- Пьеса о любви, о семейной жизни, о том, как сложно найти свою половинку - разве это не актуально? Есть много поговорок и пословиц на тему женитьбы: «Жениться - переродиться», «Жениться - не лапоть надеть», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Тема семьи - одна из вечных. Меняются исторические эпохи, скажем так, - антураж, но отношения между людьми, такие понятия, как любовь, верность, предательство, остаются.
В 90-е годы (прошлого века - прим. авт.) мы ставили спектакли злые, напирали на негативные стороны человеческой души. Пришла пора говорить о доброй стороне, вытаскивать на свет всё то хорошее, что есть в человеке. И зритель вместе с нами начнёт лучше видеть именно эту, светлую сторону, подмечать добро вокруг, искать и находить его в себе.
- А каков ваш зритель, зритель «Триады»?
- Это необыкновенные люди. Я бываю почти на каждом спектакле, смотрю на тех, кто приходит. Многих узнаю: приходят по нескольку раз на один и тот же спектакль. Ощущается, что человеку чего-то не хватает. Лет десять назад аудитория была молодая, были спектакли, которые интересуют в основном молодёжь. Сейчас зритель подрос, возрастной состав уже более неоднороден, но все люди неслучайные.
Нет, конечно, бывают такие зрители, которые не именно у нас, а в театре впервые. Они забегают и уходят, не возвращаясь. Но в основном это люди, жаждущие встречи с театром, ищущие соприкосновения с действом, актёром. Наш зритель очень доброжелателен и интеллигентен. Бывает, не все сразу всё понимают, но не возмущаются «что вы тут поставили!», а приходят ещё раз, чтобы разобраться. И радует, когда видишь, как происходит единение артиста и зрителя, как они начинают дышать в унисон.
Может, всё дело в небольшом пространстве зала - всего сто мест. Есть момент интимности, камерности, артист - вот он, рядом. Малейшая фальшь сразу видна, поэтому артисты работают с полной отдачей.
- Есть мнение, что театр должен говорить со зрителем на одном языке, а зритель, мол, сейчас любит шутки ниже пояса...
- Мы не допускаем пошлости, не хотим и не будем заигрывать со зрителем, покупать на дешёвые штучки-дрючки. Есть такие театры, которые впускают на сцену какие-то политические сиюминутные колкости, но зачем?
Понимать язык зрителя, конечно, нужно. Но это не театр должен говорить на языке зрителя, а зритель учить язык театра. Иначе не будет работы души. Я бы даже не стал делить, мы все говорим на русском языке. Нет, это не значит, что у нас в репертуаре только русские драматурги, но все они пишут на красивом, литературном языке, не опускаясь до пошлости. В нашем репертуаре Пушкин, Чехов, Сент-Экзюпери, Шукшин - я не буду перечислять всех авторов.
Свобода в рамках листа
- Какие проблемы современного театра вы бы выделили? И есть ли они?
- Большинство проблем придуманы. Да, существуют финансовые затруднения. Я могу себе позволить затраты на спектакль или не могу. Но даже при малом бюджете можно делать хорошие спектакли.
Есть проблема современной драматургии: слишком много пьес направлено на унижение личности, смакование самых тёмных и отвратительных сторон человека.
Есть режиссёрская тенденция искажать автора, прикрываясь своим видением. Я считаю - прежде всего автор. Нужно научить артиста понимать и любить авторский текст, чтобы он смог донести мысли драматурга до зрителя.
Это не значит, что у меня как у режиссера нет творческой свободы, наоборот. Я могу брать те произведения, которые отвечают моим внутренним установкам, и не брать то, что не приемлю. Это важно. Но когда режиссёр работает над постановкой, у него всегда есть широчайшие возможности для творчества, без искажения авторского текста и того, что написано между строк. Зачастую именно эта невидимая глазу часть пьесы позволяет режиссёру творить. Особенно это характерно для классиков. Проблемы, интересные зрителю век назад, сейчас могут быть непоняты. Но чуть поменяй акценты, расставь их иначе - и пьеса вновь становится актуальной.
Считаю, что театр не должен учить людей, как жить, но он может обозначить проблему. Вот живёт человек - и вдруг ловит себя на мысли: как-то не так всё, не хватает чего-то, что-то мешает. Приходит в театр и - вдруг! - прозревает. Вот это я в жизни пропустил, на это не обратил внимания, а вот это я ещё могу наверстать.
Жить, а не выживать
- Для этого нужно понять, что с тобой что-то не то, и захотеть разобраться в себе. А это уже половина пути к выздоровлению. Но некоторые даже не понимают, что больны. Наверняка вы слышали о нездоровых событиях этого года - живодёрки, убийство родителями трёхлетней малышки, драка со смертельным исходом. Это всё симптомы больного общества.
- Главная беда общества - одиночество. Человек стал одинок, он очень мало общается с другими людьми вживую, в этом ему помогают разнообразные гаджеты. Возьмите фестиваль «Кварталы», прошедший в Хабаровске, - это было классно! Люди общались глаза в глаза, слышали и видели друг друга. Хорошо, что начали воплощать такие проекты. Возможно, у ребят проснулось чувство самосохранения, они чисто интуитивно почувствовали - надо что-то делать, надо… (перебивает сам себя - прим. авт.). Есть жуткое слово, которое я слышу всё чаще, - «выживать». Особенно страшно слышать его от политиков. Оно сразу ставит человека на грань: я выживаю, значит, я живу в условиях особой опасности, нельзя никому доверять! Страшно.
«Надо выживать!» - одни ищут выход в единении, в радости, в совместной работе, другие сбиваются в озлобленные стаи и начинают издеваться над слабыми. Это философия мщения: мне плохо, я за это буду мстить! Животным, детям - всем, кто слабее. Проще делать так, чем идти и творить, созидать. Хотя это обманчивая простота, ведущая к гибели человека как личности.
В человеке с рождения заложено в равных долях - добро и зло, зависть и радость, любовь и равнодушие. В течение жизни в разных ситуациях всё это перемешивается, переливается, чего-то становится больше, чего-то меньше. Надо взывать к доброму к человеке.
Рядом с этими девочками (имеются в виду «хабаровские живодёрки» - прим. авт.) не оказалось вовремя хорошего наставника. Это вечная тема, мы находимся в постоянном противоборстве Добра и Зла. И у каждой стороны есть свои апологеты, свои проводники. Театр - один из них, проводник в Добро.