Дорожает мука, растут цены на ГСМ – как следствие, поднимается себестоимость хлеба. Да, цены на него поднимутся, но на социальные сорта их заморозят. Производители и торговые сети Хабаровского края подписали соглашение о «сдерживании оптово-отпускных цен на социально значимые сорта». Чем это обернется для потребителя выяснил корреспондент «АиФ-Хабаровск».
Кто подписал?
Уточним: речь идёт о пшеничном хлебе 1 и 2 сорта и ржано-пшеничном, «Дарницком» и «Кишинёвском», в просторечии – белый и серый. Покупателю придётся внимательнее читать ценники, причём обращать внимание не только на стоимость и сорт, но и на производителя. Сразу скажу, что два крупнейших производителя края, хабаровский завод «Колос-пром» и комсомольский «Хлебозавод №3» - в числе подписавших соглашение. Всего из 228 предприятий, выпускающих хлеб, около сотни взяли на себя обязательство по заморозке цен. Со своей стороны торговые сети согласились держать надбавку на эти сорта в пределах 15%.
В меморандуме предусмотрены и другие условия: если отпускные цены начнут расти из-за роста стоимости коммунальных услуг, ГСМ, сырья и прочих составляющих, то предприятия должны предоставить в министерство торговли подтверждающие документы.
«Понятно, что живём мы по законам рынка и власть не может указывать бизнесу какие цены ставить, - обратился к собравшимся губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. - Но хлеб – один из индикаторов уровня жизни для людей. Активные слухи о грядущем заоблачном повышении его стоимости нервируют граждан. Поэтому мы и обратились к вам, чтобы заранее подписать соглашение и успокоить людей».
Как не уйти «в минус»?
Между тем, по информации министерства торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края, слухи преувеличены. Буханка белого «социального» хлеба стоит 35 – 38,5 руб. в среднем, а «серого» - 35-39 руб. С января 2015 года по сентябрь 2018 года два крупнейших хлебозавода края повышали цены в общей сложности три раза. Один раз увеличил отпускную стоимость завод в Комсомольске и два раза – хабаровский. Мелкие хлебопекарни, особенно те, кто работает на селе, уверяют, что тоже не пугают покупателя цифрами.
Однако рентабельность по этим сортам отрицательная и хлебопёкам нужно компенсировать выпадающие доходы. Как? Повышая цены на другие, «коммерческие» сорта, выпуская кондитерские изделия. Пряники и торты не относятся к социальным продуктам, а значит, цена на них регулируется исключительно рынком.
«Соглашение для нас, конечно, больше социальная нагрузка. Растут цены на сырьё, очень сильно, дорожает ГСМ, электроэнергия. Трудно в таких условиях не повышать стоимость, но соглашение не касается всей линейки, только трёх видов, - объяснил индивидуальный предприниматель из Хабаровска. - Надеемся, что государство в свою очередь поддержит нас».
Торговым сетям меморандум приносит меньше убытков. Да и термин «убытки» не совсем корректен: продавцы соглашаются получать чуть меньше навара с каждой проданной буханки. При этом дешёвый хлеб становится для них способом привлечения клиента.
«Мы не первый раз подписываем меморандум. Исходим из того, что доходы людей падают, поэтому пусть мы продадим с меньшей выручкой, но человек придёт. Кроме того, мы подписываем не весь товар, а на товар конкретного производителя. На полке рядом будет лежать «социальный хлеб», на который мы обязались сдерживать цену, и обычный хлеб. Потребитель может выбирать», - объяснила представитель небольшой торговой сети из Хабаровского района.