В Хабаровском крае около 400 мелких производителей пищевой промышленности. Казалось бы, наши магазины должны быть завалены местной продукцией, на деле – доля привозных продуктов выше. Соглашение должно изменить это соотношение.
Трудный вход
Во многих торговых сетях существует целая схема по «вхождению на прилавки». Например, чтобы оказаться в одном из популярных гипермаркетов Хабаровска, производитель должен помимо основного договора на поставку, заключить ещё три: на продвижение, на маркетинг и на «место на полке». Он должен сдавать товар по минимальной цене, при этом он не может продавать по такой же стоимости свой продукт другим сетям – обязательно по более высокой.
- Набегает значительная сумма, в некоторых случаях она составляла 20-30% от стоимости контракта, - объясняет Сергей Степанов, председатель совета по предпринимательству и инвестиционному климату при губернаторе Хабаровского края. – Изменения в законе «О торговле» закрепляют максимальный размер вознаграждения торговым сетям в 5%. В них входят все затраты на продвижение товара.
Изменения, по идее, должны прекратить практику поборов и дискриминации поставщиков. Кроме того, закон, вступивший в силу 15 июля, устанавливает сокращение максимальных сроков отсрочки платежей за поставленный товар с 10-45 до 8-40 дней.
Однако всегда найдутся желающие, скажем мягко, получить что-то сверх. К тому же, как объяснил Сергей Владимирович, иногда владельцы торговых сетей не знали, что отдел закупок по личной инициативе вынуждает производителей платить за всё подряд.
Честное слово
Чтобы исключить подобные ситуации, общественники Хабаровского края инициировали подписание Кодекса добросовестных практик. Заключить его должны три стороны: торговые сети, производители продуктов питания и поставщики. Это не столько юридический документ, сколько «купеческое слово», записанное на бумаге.
- Подписать кодекс планируют все участники рынка. Это 274 торговые сети и около 300 производителей продовольствия, которые возьмут на себя публичные обязательства добросовестно исполнять нововведения, быть максимально честными, выстраивать прозрачные и добросовестные отношения, не допускать необоснованного роста цен, - объяснил Николай Крецу, председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.
В крае уже есть опыт подобного трёхстороннего договора – в 2013 году, когда цены резко пошли на подъём, было заключено добровольное соглашение. Участники обязались не завышать стоимость социально значимых продуктов и сдержали слово. Тогда бизнес пожертвовал прибылью ради спокойствия общества.
- Кодекс – по сути продолжение этой практики. Мы считаем, что при соблюдении правил игры, все стороны получат выгоду. Производителям будет проще заходить в торговые сети, деньги, которые они ранее выплачивали в виде «вознаграждения», можно будет направить на другие нужды. Поставщики получат прозрачную схему работы, а потребитель, возможно, - стабильные цены, - считает Сергей Степанов.
Впрочем, рассчитывать на массовое падение цен не стоит. Транспортные расходы, аренда помещений, коммунальные тарифы растут вне зависимости от того, какой Кодекс подписали бизнесмены Хабаровского края. Однако есть надежда на то, что расширение ассортимента местной продукции всё-таки сработает на благо потребителя, хотя бы в части качества продуктов.
Ксения Туртыгина