Экономику лихорадит, цены растут день ото дня, и при этом шансы нарваться на некачественный товар растут вместе с ценами. Что же делать простому покупателю, кто защитит его законные интересы?
Контролёров не напасёшься
Не хотите потратить деньги впустую - будьте внимательнее. Такой совет на встрече с журналистами дала Татьяна Трегуб, начальник отдела госрегулирования торговой деятельности правительства Хабаровского края.
«По закону, за качество того, что продаётся, отвечает продавец. Да, согласна, в торговых сетях нередко попадаются просроченные продукты. Но это, скорее всего, от того, что сотрудники торговых залов просто не успевают заменить товар на более свежий. Ведь там большие объёмы. А контролёра в каждый магазин не поставишь. С другой стороны потребитель – тоже своего рода контролёр. Любой человек может обратиться к руководителю магазина, и тот должен принять меры к тому работнику, который, что называется, недосмотрел. Так что покупателю не будет лишним посмотреть на тот же срок годности товара и указать на это администрации магазина, - считает Татьяна Трегуб. По её словам, указать можно и на нарушения правил хранения продуктов. Например, если холодильник с мясом или рыбой слишком тёплый.
Если же предприниматель игнорирует обращение покупателя, он может обратиться с жалобой в тот же Роспотребнадзор, сказала представитель краевого правительства. Жалобу проверят и хозяина торговой точки могут оштрафовать. Для индивидуальных предпринимателей это от 10 до 20 тысяч, для более крупных – до 30 тысяч рублей. Повторный штраф будет уже больше.
Хамства не существует?
Между тем, практика показывает, что сотрудники Роспотребнадзора нередко дают потребителям ответы-отписки. Ведь при возникновении спора с продавцом со стороны последнего может последовать грубость. Такое поведение покупатель может счесть некорректным. В подобной ситуации не так давно оказался журналист «АиФ-Дальинформ». В ответе из Роспотребнадзора по этому поводу было сказано, что в законе нет понятия «некорректного поведения продавца». В то же время на пресс-конференции Светлана Лосева, замначальника отдела этого ведомства, подтвердила, что покупатели им жалуются, в том числе, и на такое поведение продавцов и такие обращения рассматриваются. Правда, при этом она не уточнила, что грозит хаму, и сколько продавцов реально понесли справедливое наказание.
Интересно, что даже на запись в книге жалоб и предложений магазин может не отреагировать. Так, в редакцию недавно обращалась читательница, которая так и не дождалась ответа от магазина.
«В час пик из трёх касс работала одна. Когда я попросила позвать ещё одного кассира, мне ответили, что они на приёмке товара. Что за чушь! В большом магазине для этого есть товаровед, - рассказала хабаровчанка Ирина Зябликова. - Я оставила запись в жалобной книге, указала свой телефон, но уже месяц прошёл, а ответной реакции не последовало.
Помимо жалоб в различные инстанции у покупателя есть способ бороться за свои права - голосовать ногами. Нахамили и не извинились? Продали просроченный товар или «случайно» поставили на ценнике завышенную стоимость? Идите в другую торговую точку, именно так и сделала Ирина. Благо магазинов сейчас пруд пруди.