С 3 сентября 2018 года в России начнут действовать поправки, по которым Ростуризм может самостоятельно исключать из реестра туристических операторов, ненадёжные компании.
Как это поможет туристам? Об этом и других нововведениях в отрасли корреспондент «АиФ-Хабаровск» беседует с директором ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ», вице-президентом Российского Союза туриндустрии Александром Осауленко.
«Послали» де факто
Влад Серебренников, «АиФ-Хабаровск»: Александр Павлович, что показала недавняя ситуация с «Натали Турс»? У крупнейшего туроператора страны случился кризис, в результате которого были аннулированы порядка 10 тысяч туров.
Александр Осауленко: Выяснилось, что многие вещи в законе уже прописаны, за исключением одного - контроля и ответственности. Только 18% агентств имели договорные отношения непосредственно с самим оператором. А всего от пострадавших было подано порядка 30 тысяч заявлений. Юридическое обоснование, чтобы заявление приняли, прошло только каждое шестое. Теперь счастливчикам надо доказать, что за путёвку они платили именно этому оператору. Сколько в итоге останется? Стоит ли удивляться спокойствию туроператора, ведь выплачивать компенсации он будет только тем, кто пройдёт это сито.
- Получается, клиенты «Натали Турс» заплатили за незнание большие деньги. Можно было подстраховаться?
- При покупке путёвки я первым делом должен зайти на сайт ассоциации «Турпомощь», где по закону формируется реестр турагентств. И чётко видно, продукт какого из агентств какого оператора имеет право продаваться, виден фонд персональной ответственности оператора, как долго он на рынке и много другой полезной информации. Никто из клиентов «Натали Турс» этого не сделал. Большинство смотрит только на одну вещь - разницу цены в один рубль.
У одного пострадавшего по «Натали Турс», который обратился к нам за помощью, договор на путёвку - с одним юрлицом, деньги он платил второму юрлицу, а заявление на возврат - на третье. Мы де юре видим, куда этого туриста де факто послали.
Система защиты есть
- Тем не менее, рынок туристских услуг не стоит на месте, и отрасль развивается. Законы не успевают принимать?
- Государство вместе с бизнесом уже создало систему защиты клиентов. Туристский бизнес заинтересован в том, чтобы человек не пострадал. Именно деньги производителя турпродукта помогают решить проблемы граждан там, где они попадают в сложные ситуации. Так, если это случилось за рубежом, используются средства резервного фонда «Турпомощи», его объём 415 млн рублей, и он продолжает расти.
Кроме того, через фонды персональной ответственности формируются механизмы для туристов, которые купили тур, но не успели им воспользоваться - на сегодня это около 700 млн рублей, до конца года эта цифра увеличится ещё на 10%. Когда эти фонды будут созданы, их общая ёмкость составит около 3,5 млрд рублей.
И это всё деньги не государственные, а самого бизнеса, которые мог бы пустить их на улучшение своего продукта. Но в силу обстоятельств выводит средства из оборота и направляет их на защиту туристов. Такая схема позволяет выходить из проблемных ситуаций оперативнее, чем это случилось в прошлые годы, когда с рынка разом ушли четыре туроператора и пришлось использовать государственные деньги для возращения туристов домой.
С 3 сентября у федерального агентства по туризму появится право исключать из федерального реестра тех операторов, которые имеют риски. Если бы это было возможным сейчас, то ситуацию с «Натали Турс» можно было упредить.
Гид с менталитетом
- Вы хабаровчанин, часто бываете на малой родине. На ваш взгляд, чего сегодня не хватает у нас заграничному туристу?
- Обратил внимание на то, что на улицах города не только туристы из Китая, но много корейцев, больше стало японцев. Хорошо, что в край заходит второй корейский авиаперевозчик - это позволит сбивать цены, получать новый продукт, расти качеству.
Вопрос номер один - наши пропускные пункты. Официально у пограничной службы есть норматив: обработка одного клиента за три минуты. При том, что во всем мире счёт идёт на секунды. В КНР - 25 секунд.
Есть вопросы с визами, с безопасностью. Очень важна логистика. Чем территория доступнее - от качества дорог и автобусов до тарифов, тем больше потоки туристов. К сожалению, Хабаровск в этом смысле почти не меняется за десятилетия.
Не хочу обидеть кого-то, но для туриста главное - наесться и напиться. Музеи, культурная программа - это всё потом, для разнообразия, еда - ключевой момент. В центре Хабаровска - аж три летние веранды. Сколько копий мы в свое время сломали, задавая вопрос, почему на площади Ленина четыре одинаковых киоска с малопонятным ассортиментом? Почему в Хельсинки перед президентским дворцом можно рынок поставить, а у нас ни-ни?
- Ещё одна проблема, которая, кстати, началась на Дальнем Востоке - качество обслуживания иностранных групп.
В результате китайцы, например, платят своим же компаниям за отдых в Хабаровске немалые деньги. Такой бизнес не приносит налогов в наш бюджет, а китайцы жалуются, что в России им предоставляют некачественный продукт - мы видели пачки жалоб. Они же уверены, что их принимает российская сторона. Как результат - снижение спроса, формирование мнения, что въездной российский продукт - низкопробный. В правительстве, слава богу, уже обратили на это внимание.
- Получается, на российском туррынке может работать кто угодно?
- Одна дама, курсируя по центральной России, официально продала туры по два-три миллиона стоимостью в шести городах. Взамен клиенты не получили ничего. Сейчас её поймали, будут судить.
Проблема в том, что порог входа - ниже плинтуса, страховка стоит до десяти тысяч рублей в год. Это стоимость входа на российский рынок! Есть надежда, что в ближайшее время ситуация законодательно изменится. Однако уже сегодня каждый из нас может снизить свои риски. Но мы этого почему-то не делаем.