aif.ru counter
98

Гражданское общество: реальное развитие или формализм?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ-Дальинформ" №28 08/07/2015
Наиболее активно в последнее время себя проявляют зоозащитники
Наиболее активно в последнее время себя проявляют зоозащитники © / Алексей Минин / АиФ

  Судя по рейтингам различных агентств, Хабаровский край едва не лидер по количеству общественных советов и различных организаций. Но как проявляется их активность? Насколько полезна (или вредна) общественникам тесная смычка с властью? Действительно ли многочисленные советы решают проблемы общества или «отрабатывают гранты»? Об этом мы беседуем с Сергеем Плешаковыи, общественником, директором некогда известной всему краю благотворительной организации «Зеленый дом».

Сергей Плешаков Фото: АиФ/ Ксения Туртыгина

 

Соблюсти интересы

  Ксения Туртыгина, «АиФ-Дальинформ»: - Сергей Александрович, последние годы отношения государства и общественников строятся через систему грантов. Собственно, так работает весь мир. Насколько эта система оправдывает себя в наших реалиях?

  Сергей Плешаков: - Финансовый рычаг - один из самых мощных. С одной стороны, грантовая система упрощает жизнь общественникам, с другой — зачастую ею пользуются для того, чтобы контролировать особо активных. Вся проблема в том, что темы грантов жёстко регламентированы. То есть государство — краевое или областное правительство как его представитель — определило список «направлений», по которым можно работать. Если интересы общественников не попадают под предложенный список, то гранта им не видать.

  Конечно, я не говорю о тех случаях, когда некая организация продвигает вещи, абсолютно не совместимые с политикой страны, способные нанести ей вред — скажем, гей-пропаганда. Тут всё понятно. Я говорю о случаях, когда чиновники ставят свои интересы выше интересов государства и его граждан. Вот тогда грант становится рычагом управления: будете нас слушаться — всё будет хорошо, нет - забираем финансирование.

  - В таком случае общественники уже не могут говорить с властью на равных, волей-неволей переходят в режим просителя.

  - Именно. И такая практика распространяется всё шире. У нас почти нет общественных организаций, не приписанных к каким-либо органам власти. Все советы - по предпринимательству, по делам молодёжи, спорту и прочее - существуют «при ком-то». Посмотрите на Общественную палату Хабаровского края — она по-прежнему толком не работает. Фактически она стала второй «законодательной думой», только без её полномочий. Хотя по закону палата существует сама по себе, но механизм выборов в неё многим общественникам не оставляет шанса. Ведь треть её членов проходит губернаторский ценз, а остальных набирают по рекомендации этой трети. В итоге мы видим не общественность, а суррогат её.

  Во многих общественных организациях, особенно тех, что на коне, числятся не те, кто долгие годы помогал людям, работал по различным программам, а функционеры, непонятно откуда взявшиеся. Единственное, что они умеют — согласно кивать решениям власти и выносить очередное «одобряем», иногда робкое «рекомендуем».

Правила игры

  Есть много людей, готовых работать для страны, но им не дают ходу. Речь идёт о создании ещё одной линии управления, которая должна идти через активных людей. Власть организует процесс управления, бизнес двигает экономику, а общественность могла бы включиться третьей стороной, взяв на себя много мелких функций.

  - Например?

  - Да те же бездомные животные. Из года в год возникают скандалы: то какую-нибудь животину юные садисты убьют, то собака ребёнка покусает. И также из года в год вопрос бродячих животных отдают на откуп непонятным коммерсантам, которые своими действиями приносят больше беды, чем пользы. Причём творят это на бюджетные деньги. Отдайте вы эту тему зоозащитникам, пусть по гранту работают. Уверен, проблема решится сразу: бродячих животных отловят, стерилизуют, поставят на учёт, найдут хозяев. Но нет! Чем же тогда заниматься многочисленным МУПам? И это лишь один из возможных примеров.

  Общественника нужно выращивать, селекционировать. Дать ему сначала небольшой круг полномочий, пусть учится, пример - Дормидонтовка, где фестиваль варенья проводится. Когда начинали, деревенские не верили, что получится, а теперь они уже самостоятельно всё делают. Вот так, через год-два мы получаем специалиста, способного стать во главе команды таких же неравнодушных людей. Таким образом и строится активное гражданское общество.

  - Звучит неплохо, но в реальности всё гораздо сложнее.

  - Да не сложнее, просто людям не дают возможности, по рукам бьют. Нужна система открытых правил, некий договор между властью, бизнесом и общественностью. Чтобы все знали, по каким правилам общаемся, где у кого какие полномочия. Даже если у нас появится целая когорта ярких, умных, патриотично настроенных общественников, сорганизуется в некий орган, с кем и как они будут работать? По каким правилам? Для того и нужен общественный договор.

Проблемы изнутри

  Сейчас то время, когда нельзя душить активных умных людей. Посмотрите, что вокруг нас творится, что подкатывает к нашим границам. Пока ещё не поздно, нужно собирать нормальную команду, без ура-патриотизма, без слепого поклонения властям. Мне непонятно, почему пошла тенденция говорить, что у нас всё хорошо, а тех, кто пытается заговорить о недостатках, объявляют чуть ли не иностранным агентом. Врач, который сообщает пациенту о заболевании, - не враг, наоборот, чем раньше человек узнает о проблемах со здоровьем, тем лучше, тем выше шансы на излечение.

  - Но посмотрите на выборы, точнее, на явку на них. Этот индикатор, по-моему, один из самых достоверных. Даже на выборы губернаторов явка от силы 40 процентов!

  - Да, у народа осталось два дозволенных проявления гражданственности - платить налоги и ходить на выборы. Почти, как в своё время говорил Остерман («серый кардинал» при императрице Анне Иоанновне — прим. авт.): «платить налоги и повиноваться императору» - за точность цитаты не ручаюсь. Но итоги выборов настолько предсказуемы, что люди махнули рукой. А с отменой в крае прямых выборов глав районов явка станет ещё ниже.

  К слову, понравилось мне обоснование этого решения: деньги сэкономим. Так народ всё равно этих денег не увидит! Если бы мы точно знали, что сумма, сэкономленная на выборах в Аяно-Майском районе, пойдёт на обустройство связи в этом районе, то жители наверняка бы только обрадовались.

Досье «АиФ-Дальинформ»

  Сергей Плешаков, 1968 г.р. Директор в ХКБОО «Зелёный дом», состоял в Общественной палате Хабаровского края. Много лет как общественник работал в сельской местности, помогал продвижению общественных инициатив, обучал жителей основам местного самоуправления, азам бизнеса, работе по грантам.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество