Девушки не бредят небом. Они мечтают о ночном Париже, вьетнамских золотисто-песчаных пляжах, красивом и дорогом платье, встрече с богатым и успешным, наконец. И многие становятся бортпроводниками случайно. Как ни странно, профессия помогает некоторым из них эти мечты осуществить.
О мечте
В Хабаровске найти вакансию бортпроводника достаточно проблематично: авиакомпаний в регионе - по пальцам одной руки можно пересчитать, количество мест ограничено, и люди держатся за эту стабильную и хорошо оплачиваемую работу.
Пока действующий бортпроводник успешно проходит медкомиссию, и его признают годным - он летает. Несмотря на длинные отпуска (при необходимом налёте часов - более двух месяцев), из-за сложных условий труда, постоянных перелётов и смены часовых поясов организм очень быстро устаёт. Стаж в профессии - всего 10-13 лет.
И периодически авиакомпании проводят конкурсный отбор кандидатов. Как правило, требуются девушки 19-30 лет и юноши 18-32 лет с образованием не ниже среднего специального, владеющие английским языком не ниже уровня Pre-Intermediate. Если у вас на открытых участках тела есть шрамы или татуировки - вход сразу заказан. Ещё одно требование - умение плавать. Догадываетесь, почему?
Но самое главное - пройти медицинскую комиссию. Здоровье у бортпроводника должно быть, как у космонавта, - железное. И очень много молодёжи по этому параметру забраковывают.
- Никакой мечты не было, после школы работала, как говорят авиаторы, «на земле» - в аэропорту на машинно-счётной станции, - рассказывает старший бортпроводник Татьяна Голубь. - Как-то заступилась перед командиром отряда за подругу, а он в ответ: «А почему вы не хотите летать?». Я по внешности подходила - стройная блондинка. Так вот и летаю, а подруга моя - нет.
У Татьяны Голубь уже 13 тысяч лётных часов. У нее не только фамилия с полётами связана, но и родилась она 9 февраля, в День гражданской авиации. А потому иначе как судьбой её выбор профессии и не назовёшь.
О безопасности
Тот, кому кажется, что работа бортпроводников состоит только из встреч и расставаний с пассажирами, из профессии быстро уходит. Прежде, чем улыбнуться пассажирам, они уже должны пройти предполётный брифинг и таможенные формальности, получить допуски у врача, принять на борт питание, проконтролировать центровку при погрузке багажа, проверить аварийно-спасательное оборудование.
- Главная наша задача - обеспечить безопасность полётов, а для этого нужно знать, как работает аварийно-спасательное оборудование, как оказывать медицинскую помощь, правила перевозки опасных грузов и многое другое, - уверяет меня опытный бортпроводник Инна Сенаторова. - Раньше в экипажах был инженер. Сейчас его функции на плечах бортпроводника, который должен справиться с любой ситуацией: от закрытия двери до обесточивания салона и задымления. Штурвал, в случае чего, в руки не возьмём, но у нас есть обязанность заменить командира или второго пилота, чтобы прочитать чек-лист по управлению самолётом на взлёте и на посадке.
Первые 2,5 часа полёта бортпроводники обслуживают пассажиров. Времени на отдых - минимум. Санитарная норма налёта в месяц - не более 80 часов. И не менее 500 часов в год, чтобы получить дополнительный отпуск. Для понимания: полёт из Москвы в Гуанчжоу занимает 11 часов и считается одним из самых длинных.
На регулярных рейсах бортпроводники утром улетели, вечером - уже дома, успевают и детей из сада забрать, и борщ приготовить. На чартерных рейсах не редкость длительные командировки.
- Романтика - часть профессии, - убеждена бортпроводник Александра Сорокина. - Она, прежде всего, в общении с новыми людьми, в знакомстве с новыми городами.
О пассажирах
Когда бортпроводник встречает у трапа пассажиров, он оценивает всех без исключения. Беременным, пожилым, детям, больным - особое внимание.
- Если говорят, что врач разрешил лететь - я уже спокойна, - говорит Инна Сенаторова. - Раньше беременные писали гарантийные письма, чтобы в случае чего снять ответственность с бортпроводника. Сегодня снять с рейса пассажира практически невозможно - он сам оценивает своё состояние.
Важный навык - быстро составить психологический портрет, понять, кто агрессивный, кто подшофе. Пьяные дебоши, драки, выяснение отношений на борту - явление частое. Инструкции предписывают не смотреть прямо в глаза пассажирам, но иногда только так можно понять, что происходит в душе человека.
- Как-то ко мне обратились из правоохранительных органов по поводу гражданина, который находился во всероссийском розыске, - вспоминает Татьяна Голубь. - И я его узнала по описанию, а запомнила, прежде всего, его взгляд, хотя прошло уже месяца два.
О страхе
Идеальный бортпроводник должен любить пассажиров и всегда ставить себя на их место. И своей уверенностью помочь справиться им со страхом полёта.
- Я хорошо помню свой первый полёт, - вспоминает бортпроводник Анастасия Коркина. - Страха не было, наоборот, интересно. Было страшно перед людьми: хотелось всё сделать и сказать правильно, а ты не понимаешь, что ещё они от тебя хотят. Болтанка, полёт в грозу - нормальное дело. Часто летаем в Японию, во Вьетнам - там в воздухе часто трясёт. Покажешь свой страх - он передастся пассажирам.
Эти девушки мечтают о ночном Париже и вьетнамских золотисто-песчаных пляжах. Но дороже всего им синее бескрайнее небо, которое никогда больше их не отпустит.