У него на участке растут 250 сортов винограда (грозди весом по 2-3 килограмма), больше сотни сортов груш и яблок и главная редкость для Хабаровского края - крымские персики. Кроме Сергея Чудопалова никто из местных садоводов не рискует выращивать фрукты этих сортов.
Риска нет
Назвать угодья Сергея Владимировича «дачей» язык не поворачивается, это настоящая плантация. Видно, что хозяин с семьёй любит свой сад: трава выполота, виноград и малина растут ровными рядами, розы аккуратно подвязаны.
- Эти сорт крымский, это - днепровский, это - американец, - повёл меня по саду хозяин. - Плодоносить начинают на второй-третий год жизни, приносят до 40 килограммов плодов с дерева. Не верьте, что у нас зона рискованного земледелия! От Камчатки до Урала нас китайцы кормят, дальше - турки, а мы - безрукие-безногие, что ли? Люди крупнее яблока «абориген» ничего не знают. Сорт вкусный, но хранится всего несколько дней. Другое дело орловские яблоки, их как картошку можно в погреб засыпать и всю зиму есть.
- А что нужно сделать, чтобы персики у нас росли?
- Посадить и ухаживать, - коротко ответил садовод, протягивая мне персик. - Самое главное - ветви нужно пригибать, тогда они раньше вступают в плодоношение. Ближе к зиме укрывать их, но это - не прикопочная технология, как думают некоторые. Такая технология была 50 лет назад. Сейчас селекция двинулась вперёд, те же орловские сорта держат до минус 40 градусов. Таких морозов уже давно нет. У нас сильные ветра, поэтому дерево первых два года нужно тряпкой прикрывать, потом когда плоды пойдут, пригибать уже не надо.
Я, честно сказать, слушала вполуха - увлеклась поеданием персика. Жаль, что через газету нельзя передать его невероятный аромат. А Сергей Владимирович уже делился тонкостями садоводства.
- В наших условиях нельзя копать ямы под саженцы. Очень тонкий плодородный слой - не более полуметра, а дальше тощая глина, - объяснял он. - У нас же дачники как: выкопали, навозу насыпали, посадили саженец. Год-два и корневая система выходит за пределы ямы и упирается в самый неплодородный слой и грунтовые воды.
Виноградник? Пожалуйста!
Всю свою большую семью Сергей Владимирович полностью обеспечивает фруктами, остаётся ещё гостей и друзей угостить. Как мне показалось из нашей беседы, особая страсть садовода-любителя - виноград. Попробовать его не удалось - не созрел ещё, но огромные грозди выглядели многообещающе. Надо будет осенью наведаться…
- Русский виноград - это уникальный по многим показателям сорт. Тот, который все называют дальневосточным, с характерной кислинкой, на самом деле американец, «Альфа», - продолжал Сергей Чудопалов. - Русский виноград получили так: взяли амурский виноград, ввели его в культуру, получили жёлтые, чёрные и красные сорта. Грозди есть от одного до полутора килограммов на разный вкус. По целебным качествам ему нет равных в мире. Во Владивостоке есть академик Логачёв, он ведёт кафедру виноделия и виноградарства. Свои вина, полученные на русском винограде, он возил в Японию, Китай, Южную Корею. Там бизнесмены сразу схватились: давайте организуем производство, мы за любые деньги купим.
- Пошло дело? - поинтересовалась я.
- Нет, потому что наши чиновники как услышали о винограде на Дальнем Востоке, сразу отмахнулись, мол, ерунда, ничего не выйдет. Мы сейчас с коллегами испытываем русский виноград по всему краю. В северном районе имени Полины Осипенко он растёт прекрасно, 30-40 килограммов с куста даёт. Виноград для Дальнего Востока может стать той жемчужиной, как бриллианты для Якутии.
Смотрю, как наши деревни вымирают, - продолжает Чудопалов. - Страшно становится. У людей по 20-30 соток земли пустует. Говорю, ну посадите виноград, дело выгодное, это же не картошку за 5 рублей перекупщикам продавать.
Любитель, но не «чайник»
- Видимо, слишком глубоко укоренилось в сознании, что в Хабаровском крае ничего, кроме полыни, не растёт, - высказала предположение я.
- Значит, надо объяснять, рассказывать, показывать, что в действительности может расти. Вам, журналистам, надо активнее подключаться. У садоводов же практически нет информации, - сразу ответил хозяин. - Горсовет садоводов и огородников за 30 лет ни одной полезной выставки не провёл. Вот 15 августа они запланировали городскую выставку. С чем туда идти, кроме цветов? Они бы хоть согласовали с садоводами. Ягода уже отошла, яблоки и виноград не поспели. Проводят для галочки. Я уже отказался в ней участвовать, когда из 300 участников насчитал меньше десятка садоводов. Все остальные - бары, рестораны, фермеры с курями. А садоводы где? Надо возрождать сады, но на хорошие дела финансов нет. В том году выделили из бюджета помощи 24 миллиона на весь край, в этом - миллион. На район Лазо пришлось 200 тысяч рублей. Что можно на них сделать?
- В Хабаровском крае 430 тысяч семей имеют участки, умножаем на 3 - папа, мама, ребёнок. Получается что больше миллиона жителей края, так или иначе, относятся к земле. Недавно видел спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья». Пробежали, попрыгали - главный приз автомобиль. На краевом (!) празднике садоводов-любителей первая премия - диплом и две тысячи рублей. Вот вам и отношение, - с горечью констатировал хозяин. - Садоводам-любителям негде собираться с коллегами из других краёв, негде круглый стол провести, обменяться опытом, информацией.
- Почему вы постоянно говорите о себе, что вы любитель? Судя по участку, настоящий профессионал.
- Садовод-любитель - это не «чайник», а тот, кто любит свой сад, берётся за новые сорта, хочет удивить семью, других садоводов, поделиться с ними опытом.
Уходить не хотелось, но Сергея Владимировича ждала работа. На прощание он ещё раз повторил:
- Обидно видеть, как нас Китай кормит. Мы же не безрукие.