В редакцию «АиФ-Дальинформ» обратилась читательница из Хабаровска. Женщина рассказала о конфликте с одной из фирм такси и попросила разобраться кто прав - она или таксист. Как выяснилось, пока в большинстве случаев такси - сервис, где права потребителя - пустой звук. Впрочем, по порядку.
Спорные минуты
Хабаровчанка Оксана была в одном из гипермаркетов городов, набрала два больших пакета продуктов и вызвала такси.
- Заказ приняли, сказали, что машина подойдёт в течение 20 минут. Я вышла на улицу, - рассказала Оксана. - Минут через 15 позвонил оператор, сообщил, что машина подъехала. Автомобиль я нашла быстро, положила - сама, естественно - сумки в багажник, села в салон. Тут водитель заявляет: я вас жду больше восьми минут, пять - бесплатного ожидания, а за три платите. Я возмутилась, ведь к такси я пошла сразу же после звонка оператора, какие восемь минут?
Таксист, по словам нашей героини, слушать ничего не стал, бросив короткое «выходите». Хабаровчанка переложила тяжёлые сумки обратно в тележку. Потом позвонил оператор, принялся доказывать клиентке, что факт ожидания был, и она должна заплатить.
- Я резко ответила, что ничего им не должна и больше никогда не буду пользоваться их услугами, - заключила хабаровчанка.
Никому не должны
Так кто же прав в этой ситуации? Я обратилась за комментариями к специалисту, который несколько лет руководил фирмой такси.
- Ваша героиня воспользовалась услугами так называемой сетевой диспетчерской фирмы, потому и оказалась в такой ситуации. Диспетчер не несёт никакой ответственности за водителей, он лишь передаёт им информацию о заказе. Садясь в машину к «сетевику», вы должны понимать, что у вас нет никаких прав, а у водителя - никаких обязанностей, - пояснил Алексей, бывший директор фирмы. - Другое дело - фирма, зарегистрированная как предприятие, оказывающее услуги пассажирских автоперевозок. Там все отношения регулируются законом о защите прав потребителей.
Возвращаясь к ситуации Оксаны, Алексей сказал, что ей ещё повезло. Водитель мог и с кулаками напасть, примеров тому, по словам собеседника, масса.
- В законе не прописано чётко, должен ли клиент платить за время ожидания, что считать багажом и ещё некоторые важные «мелочи». Раньше было так: если вы заказываете такси на конкретное время, скажем, 14 часов, то у вас есть пять минут бесплатных, дальнейшее ожидание нужно оплатить. Для того и придуманы счётчики, но есть ли они в машинах «сетевиков»? - продолжает коммерсант.
Потребитель проголосовал
Неужели в Хабаровске не будет цивилизованного рынка такси? И только в кино можно любоваться на вежливых таксистов, которые дверь женщине откроют и плату возьмут по счётчику?
- Многие мои знакомые пытались создать в Хабаровске цивилизованное такси. Чтобы, как вы говорите, и дверь открыли, и не просили дорогу показать. Но не вышло, - развёл руками Алексей. - Потому что потребителю не качество нужно, ему надо дешёво и быстро.
Кстати, это отчасти подтверждают и дискуссии в соцсетях. Те, кто также, как Оксана, столкнулся с хамством бомбил – в Хабаровске их ещё называют «бордюрщиками», пытаются предостеречь остальных от пользования услугами подобных перевозчиков. Но находятся те, кто заявляет – мол, не нравится, не пользуйтесь, а мы будем, потому что там недорого.
Конечно, услуги зарегистрированной фирмы такси всегда будут стоить дороже, чем у «бомбил». Легальный извозчик платит налоги, его водители проходят медосмотр, автомобили - ТО. Российский же потребитель не привык тратиться на комфорт и безопасность. Или пока не привык?
«Так куда жаловаться, если «сетевик» разводит клиента?» - спрашиваю я. «Платить. Или не пользоваться их услугами», - констатировал мой собеседник.
-
Каким такси в Хабаровске вы пользуетесь?
-
71%Только легальными фирмами! Там безопасно и комфортно.
-
0%"Бомбилами" - у них дешево.
-
14%Какое попадётся, на таком и еду, не вижу разницы между "бомбилами" и легальными извозчиками.
-
7%Езжу на общественном транспорте.
-
7%У меня своя машина.
-