Что будет с рынком пассажирских перевозок в Хабаровске после 29 августа?
Этой теме «АиФ-Дальинформ» посвятил ряд публикаций. Мы писали об изменениях схемы движения, о сокращении маршрутов и количества автобусов на линиях, публиковали точку зрения мэрии, давая возможность городским властям напрямую поговорить с пассажирами. Коих, по данным самой же мэрии, больше 350 тысяч человек.
Транспортный цех
Городское управление транспорта в лице и.о. начальника Сергея Суковатого заверяло, что «рубить с плеча не будем», «надо всё изучить» и т.д., и т.п. Однако то, что сейчас происходит, трудно назвать «постепенными изменениями».
Федеральный закон о пассажирских перевозках ставит целью улучшение качества обслуживания и повышение уровня безопасности пассажиров. На линии не допускаются старые машины – старше 7 лет, они должны быть оборудованы информационной аппаратурой – световые табло, громкая связь. Кроме того, перевозчик обязан приобрести низкопольные машины, чтобы колясочник мог въехать в салон.
Хотели, как лучше, а получили передел и монополизацию рынка городских пассажирских перевозок. Точнее, фактически рынок теперь принадлежит двум игрокам – муниципальным предприятиям и, через аффилированные структуры, ООО «Васильев», победившему почти на всех маршрутах. Но честной ли была та победа?
- В законе прописано: если несколько заявок набирают одинаковое количество баллов, побеждает тот, кто подал заявку раньше. Мы, предприниматели, установили очередь – кто зайдёт в кабинет первым, кто вторым, - объясняет Андрей Трофименко, ИП «Трофименко». - 4 мая пришли, ждём 9:00 – начала приёма. Те, кто пришёл первыми, утверждают, что в кабинете ещё до официального открытия, уже находился человек. Он принёс восемь конвертов с заявками и пока он не вышел в 9:08, других не пускали. Потом выяснилось, что все эти восемь конвертов и оказались победителями. Как он оказался в кабинете ещё до начала?
Предприниматели подали жалобу в прокуратуру, но ничего не добились. Результат проверки гласил: протокол соблюдён, участник передал документы в 9:00.
Наобещали
Ещё одна неувязка – с задолженностью по налогам.
- По условиям конкурса, к участию допускаются только те, у кого нет долгов по налогам и другим сборам. На 22 июня у победителей конкурса были долги, в ответе из налоговой сказано: «есть задолженность за последний завершённый отчётный период», то есть за I квартал 2016 года, - продолжает А. Трофименко. - Управление транспорта подаёт другой запрос: есть ли долги по состоянию на 24 июня. Чувствуете разницу? 23 июня долги были погашены и перевозчики оказались чисты. Теперь мы через суд хотим признать конкурс несостоявшимся, поскольку победитель нарушил его условия и нужно проводить другой конкурс.
Пассажиру всё это малоинтересно, ему лишь бы автобусы ходили. А вот тут тоже не всё гладко. Победитель обязан вывести на линии современные автобусы, но есть ли они в наличии? Нет, и об этом заявили сами победители. Они просят дать ещё 60 дней на приобретение (!) новых машин, ссылаясь на то, что производители не могут так быстро поставить технику. Между тем, готовя заявку, конкурсанты пообещали 29 августа вывести на линии необходимое количество машин – почти 200. В мэрии уже заверили: всё будет в порядке, работаем, Хабаровск без общественного транспорта не останется. Конечно, не останется, такого скандала перед выборами никто не допустит. Но будет ли этот транспорт соответствовать требованиям закона?
- А если в конце августа эти супер-автобусы в необходимом количестве в городе не появятся, о чём в один голос говорят перевозчики, которые считают себя обманутыми в конкурсе? – вопрошает Сергей СТЕПАНОВ, председатель совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края. - И не надо говорить, что производители автобусов не успели справиться с заказом. Все всё знали про их загрузку до начала конкурса.
Впрочем, возможно, проигравшие сгущают краски и конец августа не ознаменуется транспортным бардаком. Ведь, как сказал Вячеслав ШПОРТ, губернатор Хабаровского края, в беседе с одной высокой московской гостьей, в городе нет проблем с автобусами: «Сегодня все на машинах! Пересели на личный транспорт. Сегодня он уже не роскошь. В семье 2-3 машины».
Ксения Туртыгина