Примерное время чтения: 7 минут
3786

Экспорт в Поднебесную. Почему российские производители не «входят» в Китай?

Китай - один из самых крупных экспортеров, но и спрос на российские товары в стране есть. Представители отечественного малого бизнеса рассказывают о проблемах, связанных с торговлей с другими странами. Мол, процедура оформления документов настолько затянута и усложнена, что наладить экспорт своего товара в тот же Китай практически невозможно. И это при том, что соседи из Поднебесной хотят покупать российскую продукцию, не выезжая за пределы своей страны. 

О механизмах экспорта и перспективах развития малого и среднего бизнеса мы беседуем с Иваном Сухановым, руководителем Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края.

Какие проблемы?

Фото: Из личного архива

Ника Кудряшова, «АиФ-Дальинформ»: Иван Анатольевич, что за проблема встала перед нашими предпринимателями?

Иван Суханов: Эта процедурная проблема известна всем бизнесменам. Для экспорта в Китай нужно получить особое разрешение – специальный номер, и часто бывает так, возможно из-за недоработок компаний, Россельхознадзор предъявляет им претензию и отказывает. Бывают и процедурные проблемы, которые связаны с тем, что законодательство Российской Федерации в некоторых моментах расходится с законодательством Таможенного союза. В связи с этим возникают конфликты.

Конечно, разбираться нужно с каждой компанией отдельно. Вот, если взять фирмы, которые занимаются экспортом продуктов на основе так называемых недревесных ресурсов леса - ягоды, грибы, мёд. У них была сложность в том, что на нашем региональном уровне представители Россельхознадзора трактовали закон иначе, чем требовалось Таможенному союзу.

Так бывает и со всеми товарами животного происхождения. Им необходимо проходить такую же процедуру, после которой присваивается специальный номер с внесением в Федеральный реестр. Его можно найти на сайте Росреестра. Часто китайские компании, прежде чем искать себе партнёра по бизнесу, заходят на сайт и отмечают компании, у которых есть такое право экспорта - то есть пресловутый номер.

Пока процесс прохождения всех процедур для российских предпринимателей сложный и продолжительный. Занимает больше времени, чем хотелось бы.

Надеяться на поставки в Пекин не стоит - велика конкуренция.
Надеяться на поставки в Пекин не стоит - велика конкуренция. Фото: pixabay.com

Чей товар лучше?

- Так процесс затягивается из-за того, что китайские партнёры придираются к качеству, или что-то ещё тормозит получение разрешения на торговлю?

- Нет, к качеству навряд ли. Качество нашей экспортной продукции очень хорошее. Здесь может быть, к примеру, попытка выторговать себе выгодные позиции. А может быть просто запрет на ввоз какой-либо продукции в страну. Вот в Китай, по крайней мере месяц назад, нельзя было ввозить молочную продукцию, кроме мороженого. До недавнего времени запрещён был ввоз мяса и мясной продукции. Сейчас этот вопрос сдвинулся.

На Харбинскую международную торгово-экономическую ярмарку, которая проходила в рамках российско-китайского ЭКСПО, мы в прошлом году возили колбасы, рыбные деликатесы, кондитерскую продукцию. Китайцам всё очень понравилось, и на некоторый товар пошёл спрос.

Ведь он (товар) у нас лучше, чем в Китае, потому что действуют стандарты качества. Взять тот же «чоко-пай» (бисквитное печенье). Хоть это изначально корейский продукт, но в последнее время его производят в Китае. Так сами китайцы предпочитают покупать «чоко-пай», сделанный в России, нежели произведённый у себя на родине! У нас исходное сырьё намного качественней. Мы контролируем использование ГМО-ингредиентов, а соседи наши открыто пользуются ими. Возможно, срабатывает некий маркетинговый момент.

- Но как дальневосточные предприниматели могут занять свою нишу в экспорте товаров, если они не могут конкурировать по объёмам и цене с товарами западной части России?

- Конкуренция, конечно, существует. Хотя по качеству дальневосточный продукт бывает выше, но народ смотрит на цену: дешевле - берёт, не вчитываясь в этикетку.

С запада товар идёт дешевле за счёт масштабности производства и цен на сырьё. Но, несмотря на недостатки, в Хабаровском крае экспорт превышает импорт. Изменения не очень большие, но всё же есть.

- Что дальневосточники готовы экспортировать?

- Малый и средний бизнес - продукты питания. И упор правильней делать на приграничные северные города. Надеяться на поставки в Пекин или южные территории Китая не следует. Конкуренция большая, и логистика для поставок сложная. А вот вдоль границы - в провинцию Хейлунцзян, к примеру, с которой у нас очень хорошие сложились отношения исторически, туда - да.

Существуют центры приграничной торговли, и можно начинать с них. Недавно подобный открылся в Фуюане - ближайшем соседе Хабаровска. Там уже реализуется продукция хабаровских предприятий. Единственная и основная сложность - логистика. Центр работает сезонно, ведь из Хабаровска продукцию большими партиями в Фуюань можно поставить только в период навигации по Амуру. Через китайско-российские центры беспошлинной торговли можно попробовать обкатать процедуру, и посмотреть, как это работает, а потом думать о торговле в сторону Харбина.

Где научат?

- Пока экспорт для предпринимателей Хабаровского края только начинается?

- Да. В один момент загрузить Китай своими продуктами не получится. Мы ещё не можем сами себя в регионе прокормить. Чтобы поставить свой товар в сеть супермаркетов в Хабаровске, местным производителям нужно пройти сложную процедуру. А на международный уровень выходить ещё сложнее и дольше. Грубо говоря, тому, кто рассчитывает по-быстрому заработать деньги, не стоит даже пытаться выходить на экспорт, должна быть долгосрочная стратегия.

- Как же всё-таки дальневосточникам научиться работать с зарубежными партнёрами?

- Мы сейчас в Хабаровске запускаем образовательный проект для предпринимателей. В Москве создана федеральная структура «Российский экспортный центр». Это государственный институт поддержки экспорта. Наш край вошёл в список 15 регионов России, в которых будет реализован этот проект. Мы будем бесплатно в течение года обучать наших предпринимателей тонкостям экспорта. Впервые в истории страны к обучению будут привлечены внешние эксперты-практики и профессиональные методологи из Москвы.

Рассчитан курс в большей степени на малый бизнес, который не может позволить себе на начальном этапе содержать отдел по внешнеэкономической деятельности. Первый модуль обучения начнёт работать с начала июня этого года. Обучение будет проходить в практической интерактивной форме, чтобы больше усвоилось знаний, технологий.

Правда, приниматься будут не все. У предпринимателя должно быть высшее образование и направление с предприятия, которое зарегистрировано в Хабаровском крае.

- Почему так долго будет длиться обучение?

- Упор сделан на то, чтобы донести как можно больше практических знаний. С чего начать, и как двигаться дальше. Естественно, в качестве примеров для хабаровчан будут рассматриваться страны, которые находятся недалеко от нас.

ДОСЬЕ
Иван Анатольевич Суханов Образование - высшее, филолог: английский и немецкий язык - высшее, мировая экономика - магистр наук: проектный менеджмент Опыт и стаж работы 2012 – по н.в. руководитель Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края - более 15 лет опыта в отрасли внешнеэкономической деятельности С 2012 года – консультирование и проведение семинаров по вопросам выхода на внешние рынки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах