С 18 мая в краевом центре стоимость проезда в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах повысилась до 22 рублей. Это первый шаг на пути к глобальным переменам, заверяют в управлении транспорта мэрии Хабаровска. Это вы опять свои проблемы за наш счёт решаете, парируют пассажиры.
Аппетиты растут
Это повышение – далеко не последнее. По словам Сергея Суковатого зам начальника управления транспорта, себестоимость перевозок – 27 рублей. А недавно транспортники озвучили ещё одну цифру: прибыль они начнут получать, когда стоимость проезда будет 50 рублей. Ведь они зависят от цен на топливо, электроэнергию, запчасти, курс доллара и прочее, что периодически дорожает.
- Необходимы серьёзные изменения в работе муниципального транспорта. Ещё в 2014 году мы просили найти деньги на установку в машинах турникетов, чтобы у пассажиров была возможность рассчитываться специальной проездной картой, - объяснил Суковатый. – Тогда можно было бы выпустить проездные билеты, установить систему скидок, скажем, билет на 50 поездок даёт скидку в 10%. Но на турникеты нужны большие деньги, которых у нас нет.
Ещё немного и хабаровчане будут платить за поездку рублей по 30-40, не имея никакого дополнительного комфорта, ведь деньги уйдут на текущие расходы предприятия. Вот, например, сокращение количества рейсов к чему привело? У перевозчиков – реальная экономия! Меньше «бортов» вышло в рейс – на зарплате сэкономили, на бензине. А что у пассажиров? Мой знакомый ездит на работу на 107-м, так у него цензурные слова давно закончились: он никак не может вычислить график движения этого автобуса. На планёрке я раздавала задания, так на мероприятие в центре города, намеченное на 21 час, никто из журналистов не захотел идти – «А как мы потом домой доберёмся?». Да-да, есть такси, но тогда расходы на дорогу придётся в себестоимость газеты закладывать.
Ночью дороже
Мало того, что автобусы по вечерам стали ходить реже, так ещё управлению транспорта (или приглашённым экспертам) пришла идея: вводим «ночной» тариф! По тридцать рублей будем брать с тех, кому поздно вечером дома не сидится. Идея не нова, то ли в 1996, то ли в 1997 году её всерьёз мусолили чиновники и городские депутаты. Один из депутатов заявил, мол, по вечерам люди развлекаться ездят, значит, у них деньги есть, значит, пусть больше за проезд платят. Я тогда работала уборщицей, на вахту заступала после 18 часов и часов до 22 драила аудитории. А продавец, у которого рабочий день заканчивается в 21 или 22 часа? Справедливо ли, что он должен за проезд платить больше тех, кто забегает в его магазин после 18 часов – после окончания работы?
Тем не менее введение «ночного» тарифа, предварительно - после 21 часа, уже поддержали в комитете по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Там согласились, что в поздние часы пассажиров в разы меньше, чем в часы пик, а количество бензина, которое «съедает» автобус, остаётся прежним, а зарплаты водителя и кондуктора так и вовсе больше. По словам Светланы Стефанчук, начальника отдела краевого комитета по ценам и тарифам, экипаж автобуса получает доплату за работу по вечерам. В итоге поздние рейсы предприятие совершает себе в убыток. Сейчас специалисты мэрии и транспортники прорабатывают нюансы введения «ночного» тарифа, мы опубликуем их после официального оповещения.
Конечно, мы сочувствуем транспортникам. Но давайте не будем забывать, что общественный транспорт – дело не только коммерческое, но и социально значимое. Это по деревне можно пешком гулять, но никак не по растянувшемуся на 30 с лишним километров вдоль Амура Хабаровску. Перевозчики кивают на курс доллара, а на что кивать людям, реальные доходы которых из-за кризиса упали на 15-30%?
Справка
Комитет по ценам и тарифами правительства Хабаровского края установил предельный размер платы за проезд. В Хабаровске билет на автобус – до 22 рублей, в трамваях и троллейбусах — до 23 рублей за одну поездку. Кроме этого, максимальная стоимость проезда в вечернее время во всех видах общественного транспорта (автобусах, трамваях, троллейбусах и маршрутках) в Хабаровском крае вырастет до 30 рублей за одну поездку.
В Комсомольске-на-Амуре стоимость проезда в муниципальном автобусе выросла до 23 рублей. Коммерческие перевозчики вправе самостоятельно устанавливать цену на проезд.