Примерное время чтения: 5 минут
624

Умная схема: в Хабаровске предложили вдвое сократить количество маршрутов

Главное, чтобы в погоне за рублём не забыли о пассажирах.
Главное, чтобы в погоне за рублём не забыли о пассажирах. / Юлия Терентьева / АиФ

Учёные Тихоокеанского госуниверситета представили концепцию оптимизации маршрутной сети города. С ноября 2015 года по февраль 2016-го преподаватели и студенты исследовали пассажиропотоки по всем 68 маршрутам, существующим в Хабаровске.

Дублёры

Студенты-«счётчики» проехали по каждому маршруту, считая, сколько пассажиров зашло и вышло на каждой остановке. Реальные цифры наполняемости автобусов, троллейбусов и трамваем ребята передали учёным. Данные дополнили экономикой: затраты на содержание парка, зарплату, доход от продаж билетов и т.п. Параллельно провели опрос хабаровчан – помимо пожеланий, собирали сведения, необходимые для построения схемы перемещения жителей «дом – работа» или «дом – учёба». В итоге выяснилось очевидное: большинство маршрутов дублируют друг друга.

- Главный бич сети общественного транспорта в Хабаровске сегодня –  это дублированность маршрутной сети. По одной транспортной артерии в городе ездят от четырёх до 21 маршрута, - рассказал Игорь Пугачёв, декан инженерно-строительного факультета ТОГУ, профессор кафедры «Автомобильные дороги». – В городе есть только три автобусных маршрута, выгодных и соответствующих потребности пассажиров. Это «восьмёрка», «единичка» и «двадцать пятый».

Количество маршрутов нужно сократить вдвое, уверены учёные. По их расчётам, 31 базовый маршрут полностью удовлетворит потребности города, кроме того разгрузит дороги. Первое, на что они обращали внимание, - потребность горожан. Второе – потребности перевозчиков, то есть экономика маршрута: сколько машин нужно вывести на линию, при каком графике движения она будет приносить прибыль. Среднее время ожидания для пассажиров на остановке составит около 5 минут. Сейчас на улицы выходят от 560 до 715 автобусов. После сокращения на маршрутах останутся 459 автобусов – обычных и «маршруток».

Карта как билет

А теперь ложка дёгтя. Сокращение маршрутов приведёт к увеличению пересадок – разработанная учёными схема предполагает 24 пересадочных пункта. Явно не все горожане будут довольны новой схемой, ведь проезд обойдётся в два раза дороже. Этого можно избежать, если внедрить в городе единую транспортную карту.

Игорь Пугачёв
Игорь Пугачёв Фото: фото из личного архива

- Около 20% крупных российских городов перешли на эту систему. Стоимость её внедрения от 60 до 200 миллионов. Насколько я знаю, в Хабаровске есть инвесторы, готовые вложиться в её развитие. Карта позволяет легко расплачиваться за проезд, легко вести учёт пассажиропотока, его диспетчеризацию, - объяснял Пугачёв.

Карта выгодна как пассажиру, так и перевозчикам. При оплате, например, 50 поездок авансом, человек получает скидку, и одна поездка обходится дешевле, чем при покупке «в розницу».

Кроме того, если пассажир в течение 30 минут повторно воспользовался картой, то вторую поездку он не оплачивает. В некоторых городах «период пересадки» может быть час, и даже полтора. Транспортная карта может быть и льготной – ведь будет известно точное количество поездок льготника, и между бюджетом и перевозчиками больше не будет споров, сколько же наездили пенсионеры и дети-инвалиды.

Решит карта проблему безбилетников и поддельных проездных. Кстати, фальшивки сыграли не последнюю роль в монетизации льготы за проезд. По словам Сергея Суковатого,  и.о. начальника управления транспорта, контролёры изымали подделки горстями. Учитывая все факторы, городские власти согласились пойти на серьёзные вложения, однако решили не торопиться.

По мнению Александра Соколова, мэра Хабаровска, сначала нужно вынести концепцию на широкое обсуждение как жителей города, так и специалистов сферы пассажирских перевозок. Предлагаем и нашим читателям включиться в дискуссию – позвоните нам или напишите. Все предложения мы передадим в мэрию Хабаровска.

КСТАТИ

По мнению учёных ТОГУ, городу придётся отказаться от электротранспорта, он требует выделенной полосы, а значит –  ставит других участников дорожного движения в невыгодное положение.

- Контактная сеть очень мешает городу. Считаю, нужно отказаться от троллейбусов, и перейти на электробусы. По сути это тоже троллейбус, только на аккумуляторе, заряда хватает на 25 километров пути, - объяснял Игорь Пугачёв. – Мы пока не стали трогать трамваи, поскольку знаем, сколько денег и сил вложил город в этот вид транспорта. К тому же, при сокращении количества маршрутов, то есть конкурентов, у трамваев есть хороший шанс стать прибыльным транспортом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах