Закон о ликвидации единого социального проездного билета уже вступил в силу и с 1 ноября все льготники ездят за живые деньги. Первыми его жертвами стали… сами же перевозчики.
Выгодно, но кому?
Еще на стадии обсуждения законопроекта, изучения «общественного мнения», власти говорили о десятках перевозчиков, которые долгие годы упрашивали депутатов и чиновников монетизировать льготу. Мол, страдает конкуренция – муниципалам дают компенсацию, а коммерсантам нет и из-за того последние оказываются в невыгодных условиях. Лично мое мнение: если от бизнеса одни убытки, то это не бизнес, а стыдная болезнь. Которую надо оперировать, читай – закрыть и забыть. Судя по количеству коммерческих рейсов, прибыль у них есть и неплохая. Особенно у «коротких» маршрутов, например, хабаровского №61, которому почему-то разрешили установить 24 рубля за проезд. К тому же, ну-ка, уважаемый читатель, вспомните: когда вы последний раз брали в маршрутке билет? То-то и оно. Но к делу.
Власти говорили, что монетизация будет особенно выгодна жителям сельских территорий. Однако недавно один из перевозчиков объявил о закрытии нескольких маршрутов именно в районах. Транспортное предприятие «Хабавтоальянс» заявило, что им придется уйти с маршрутов №292 (Хабаровск – Сита – Мухен), №293 (Хабаровск – Мухен), №208 (Хабаровск – Сита) и №123 (Хабаровск – Некрасовка). Без субсидий – а это ежемесячно около 600 тысяч рублей - возить людей, подсчитали на предприятии, станет невыгодно.
Почему же невыгодно, можете возразить вы, ведь людям дали деньги, пусть ездят. Напомню, размер компенсации составил от 310 до 440 рублей в месяц. В Хабаровске при стоимости проезда в 20 рублей, это 15,5-22 поездки. Самая высокая компенсация – у самой низкомобильной части льготников, ветеранов в преклонных летах.
Приди же, приди!
Пенсионеры стали значительно меньше ездить, это видно по полупустым муниципальным автобусам. В коммерческих, к слову, трафик не увеличился. Значит, либо ходят пешком, либо дома сидят. Ещё пара месяцев монетизации, и муниципалы взвоют.
И это не досужие домыслы: на днях мэрия Хабаровска подвела итоги первых десяти месяцев 2015 года. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток на муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах снизился почти на 10%. Естественно, в городской администрации этому не рады.
- Нужно сократить до минимума производственные издержки, мы должны обеспечить пассажирские перевозки в городе, частный транспорт с этим не справится, - резюмировал Александр Соколов, мэр Хабаровска.
Сейчас городские власти озадачены подсчётом примерно количества поездок «монетизированных» льготников. По-моему, эта работа уже сделана. Трамвайно-троллейбусное предприятие продаёт проездные билеты: 1200 рублей в месяц – на трамвай, 1800 рублей – на трамвай и троллейбус. По аналогии добавляем 600 рублей на автобус, имеем единый проездной билет за 2400 рублей. Размер компенсации смотрите выше.
Впрочем, по мнению людей, отработавших в сфере перевозок много лет, нельзя ставить на одну доску коммерсантов и муниципалов. Честно работать невыгодно, поэтому муниципальные предприятия изначально были в неравном положении. Они платят белую зарплату, отчисляют все взносы и налоги, у них строгая отчетность, более жесткие требования к безопасности. А что у коммерсантов?..
Есть все основания полагать, что уже в ближайшем времени количество муниципальных автобусов на маршрутах сократиться, а некоторые маршруты могут оказаться на грани «оптимизации», как рейсы «Хабаровскавтоальянса». Так что впереди у нас – долгие минуты ожидания автобуса на холоде и ветру.
И все-так, почему в Комсомольске-на-Амуре для льготников сделали проездные по 500 рублей, а в Хабаровске – не могут? Есть надежда, что после изучения ситуации, мэрия Хабаровска тоже введет льготные проездные.