Цены на проезд поднимают и поднимают, но стоимость очень незаметно коррелирует с качеством оказываемой услуги .
Нужен противовес
О необходимости введения «ночного тарифа» управление транспорта администрации Хабаровска и муниципальные перевозчики говорили не один год подряд. Главный аргумент – резкое падение пассажиропотока в вечернее время, мол, гонять полупустые машины невыгодно.
- Городской общественный транспорт несёт ещё и социальную нагрузку: транспортная доступность – важный момент комфортного проживания в населённом пункте. Поэтому общественный транспорт должен работать и при небольшом объёме перевозок. Но при этом предприятие должно выходить хотя бы на минимальную рентабельность. Введение гибких тарифов, зимнего и летнего расписания поможет транспортникам выжить. Никого же не удивляют плавающие тарифы на железнодорожные или авиаперевозки. Постепенно мы должны придти к такому методу работы и на общественном транспорте, - объяснял задолго до введения «ночных тарифов» позицию перевозчиков начальник управления транспорта администрации Хабаровска Сергей Суковатый.
«Зачем трепать себе нервы, когда можно такси вызвать?», написал мне знакомый по соцсети. Отлично, давайте разовьём эту тему. Рынок держит баланс, только если есть система сдержек и противовесов. Общественный муниципальный транспорт – противовес, не позволяющий таксистам и коммерческим перевозчикам диктовать свои условия пассажирам. Сомневаетесь? Вспомните, как в снегопады, когда в Хабаровске перестают ходить автобусы, в три-четыре раза взлетают цены на такси.
Ставка на карту
Поэтому сохранять МУПы нужно. И ради факта их существования я готова платить больше за проезд. Однако, раз уж мы платим, то имеем право на различные «пряники». Кстати, у авиакомпаний есть целые программы лояльности клиента. Так давайте вводить их и на городском транспорте. В Нижнем Новгороде, например, где цена билета тоже с 15 августа выросла с 24 до 28 рублей, горожан задабривают скидками. Пассажиры покупают транспортные карты и ими, через специальные терминалы (валидаторы), оплачивают проезд. Можно купить карту на две поездки, а можно – на 50, в этом случае одна поездка обходится пассажиру в 24 рубля. Если человек едет с пересадкой и повторно использование карты в течение часа, то это считается единой поездкой. Помнится, нечто подобное обещали и хабаровчанам. Как-то мы с Сергеем Николаевичем обсуждали введение безналичного расчёта в транспорте.
- Карты дадут возможность внедрить систему скидок для пассажиров, перевозчики сэкономят деньги на кондукторах, учёт льготников станет абсолютно прозрачен и точен, - вдохновенно делился Сергей Суковатый. Я слушала и не верила своим ушам: неужели всё так будет? Правильно, что не верила.
Некоторые изменения к лучшему есть: информационные табло установили, остановки в транспорте стали объявлять по громкой связи. Больше плюсов я пока не вижу. Спасибо за табло, однако оно не радует, когда изучаешь график работы автобусов. Так, популярный маршрут №1 заканчивает движение по выходным дням после 22:15, в рабочие дни – после 22:30. Есть маршруты, которые после половины десятого вечера не ходят! Такое ощущение, что в африканской деревне живём, которую можно от околицы до околицы за десять минут пройти.
Есть опасение
Введение «ночного тарифа» может вызвать эффект домино. Билет дороже – людей поедет ещё меньше – рейс станет ещё невыгодней – вечерние рейсы отменят. Как тогда будут добираться с последних занятий студенты и преподаватели, учители и школьники с секций, внуки, навестившие приболевшую бабушку, уборщицы, продавцы?.. Но тем, кто рулит работой общественного транспорта, проблемы пассажиров не знакомы, они на автобусах не ездят.