В современной школе родители и учителя - как два противоборствующих лагеря. Больше всего от такой тихой войны страдают, конечно же, дети. Как найти общий язык семье и школе? Кем должен быть учитель для ученика - старшим другом, способным понять и не осудить, или непререкаемым авторитетом, чьё слово - истина в последней инстанции? Об этом и многом другом мы беседуем с Ильёй Латыповым, доцентом ДВГГУ, кандидатом психологических наук.
Пафос зашкаливает
- Много говорят о том, что школа должна воспитывать детей. А как же «родитель - первый воспитатель»?
- В школе с советских времён осталось слишком много пафоса. На школу возлагается ответственность за воспитание ребёнка. При социалистическом строе это было понятно и объяснимо. Была плановая экономика, чётко определённая идеология. И задача была по заказу государства создавать людей под эти нужды. Везде были одинаковые учебники, одинаковые программы. И неважно, чего там родители хотят. Я считаю, что задача школы - не воспитывать, а обучать.
- Но в советской школе было очень мощное базовое образование, которое позволяло нам, её выпускникам, поступать в любой вуз и при этом легко перепрофилироваться. Сейчас разные учебники, разные программы. Возникают сложности даже при переходе из одной школы в другую, не говоря о смене профессии.
- Я отношусь к разнообразию программ хорошо. Люди должны уметь друг с другом разговаривать и делиться мыслями, обогащая друг друга. А если у нас единое мнение, единая концепция, искусство диалога отсутствует напрочь. Это, кстати, заметно по тому, как сейчас взаимодействуют учителя и родители. Они не хотят слышать друг друга, каждый считает правым только себя. При разнообразии мнений и концепций такого не будет.
Тот факт, что на учителей возлагают воспитательную функцию, создаёт серьёзную стрессовую ситуацию для всех. В классе двадцать учеников с разными характерами, живущими в разных семьях, а с учителя требуют: воспитывай их! Это полный неучёт психических возможностей человека. Если ребёнок ведёт себя плохо в классе, скорее всего, дело в семье. Нужно начинать диалог с родителями, искать причины плохого поведения. Однако такой подход скорее исключение. В конфликтной ситуации учителя пытаются быть высшим авторитетом, а родители, естественно, не воспринимают это и обвиняют во всём педагога. Мол, это он не может найти подход к ребёнку.
Не давите авторитетом
- Я сейчас скажу кощунственную вещь: педагогика - это не наука, это искусство взаимодействия взрослого и ребёнка, искусство наладить контакт. Есть базовый набор правил, например, нельзя физически наказывать ребёнка, родители не должны полностью посвящать свою жизнь ребёнку. В остальном - полная свобода. Если контакт есть, то ребёнок учится понимать других, понимать собственную ценность и находить баланс между своими интересами и интересами окружающих.
- То есть учитель, по-вашему, не должен давить на ребёнка авторитетом, а быть ему вроде старшего товарища?
- Недавно на конференции услышал такое словосочетание «педагогическая власть». Для меня это более чем странно. Педагог вообще-то предоставляет услугу по передаче знаний. Точнее, эту услугу предоставляет государство детям, а учителя - исполнители. Когда я осознаю, что я - исполнитель, то буду заинтересован в том, чтобы оказывать качественную услугу. Тогда между родителем и учителем будет нормальный диалог, как между заказчиком и подрядчиком. У нас могут быть разные взгляды, разный опыт, но мы будем разговаривать и найдём точки соприкосновения.
- По-моему, в большей степени «властью» грешат школьные педагоги. В вузах преподаватели поспокойнее.
- Знаете, студенты сейчас на редкость инфантильные. Они глубоко убеждены в том, что это преподавателю что-то от них надо. К семинарам они готовятся не для себя, а для преподавателя. Такими они приходят из школы. Они привыкли, что их хорошие оценки нужны маме, папе и учителям. В торжественной речи на школьной линейке директор говорила, обращаясь к детям: «Вы должны радовать нас своими хорошими оценками». А я-то полагал, что не оценки должны радовать, а полученные знания!
Учитель - не жертва
- Может, поэтому некоторые учителя так агрессивно реагируют на плохую успеваемость? К тому же хорошие оценки учеников - один из основных показателей работы школы на уровне министерства.
- А какое вообще дело учителю до «двоек» ученика? Ребёнок учится для себя, ему жить. Дома ругать его за плохую отметку, значит подвергать его ещё одному наказанию. Он уже наказан, а дома ещё добавят. Таким образом, дом превращается не в место, где тебя любят, ждут, поддержат, а в место, где тебе будет плохо.
Нам говорят: школа учит мыслить. Но учтите, что ребёнок, мыслящий нестандартно, да и просто мыслящий, будет чаще ошибаться. Люблю приводить пример с двумя школьниками - один способный и талантливый, другой - не очень, зато упорный. Первый легко и быстро решает задачки, получает «пятёрки». Второй - мучается, долго думает, в результате осиливает две-три задачи и получает «трояки». Но годовую контрольную оба пишут на «отлично». Только у одного итоговая оценка будет «пять», а второму поставят «три».
Зацикленность на оценках очень характерна для современной школы. Хотя во главу угла нужно ставить хороший контакт между учителем и учеником. Вспомните, ведь лучше всего мы учили те предметы, которые вёл любимый учитель.
- При той нагрузке, которая существует на педагогов, у них просто нет времени на поиски подхода к каждому ученику.
- Есть такая грустная шутка: школа - это место, где ученики мешают учителям заполнять бумажки. У нас чиновничье государство, соответственно, главный продукт, которое оно создаёт, - это отчёты. Учителя должны заполнить кучу бумаг, проверить тетрадки, продумать следующее занятие… Из-за этого они быстро выгорают, начинают злиться на учеников, родителей, близких людей, бывает, что срываются на учениках. А им в ответ: да вы что, учитель не имеет права испытывать злость!
На той же конференции я услышал фразу: учитель посвящает свою жизнь детям. Зачем? Зачем эта жертвенность, кто её оценит? Чем больше говорят о жертвенности и героизме, тем сильнее во мне уверенность, что дело плохо. Ведь героизм нужен в экстремальных ситуациях. Систему образования реформируют на протяжении десятилетий и, по-моему, это тоже следствие чиновничьего подхода. Таким образом, чиновники создают видимость деятельности. «Ну, мы же реформу проводим, что вам ещё надо?», могут сказать они. А надо всего лишь признать за учителем право быть человеком.
Досье «АиФ-Дальинформ»
Илья Латыпов - психолог, кандидат психологических наук. Гештальт-терапевт (МГИ). Родился в Южно-Сахалинске, но уже много лет живет в Хабаровске. Женат, воспитывает двух дочерей. Преподаватель в Дальневосточном государственном гуманитарном университете, доцент кафедры «Психология».