Подходит к концу очередной учебный год. Окончательные итоги подводят учителя, выставляя школьникам годовые оценки. Родители с волнением ждут результатов, уставшие за год школьники мечтают о каникулах. Те же, кто учится в выпускных классах, корпят над учебниками - не за горами государственная аттестация.
Чего не хватает в крае для комфортного обучения детей? На этот и другие вопросы отвечает Алла Кузнецова, министр образования Хабаровского края, назначенная в феврале этого года.
Стандарты меняют сознание
- Образование, по-моему, - самая реформируемая отрасль в России. Каждый год что-то новое. Вы тоже планируете изменения в краевой системе образования?
- В образовании всегда есть что менять и это не зависит от личности министра. Это отрасль, которая должна быть самой передовой, тянуть за собой все остальные. Идеальное положение образования – это его опережающее развитие. Нам нужно чуть-чуть забегать наперёд.
Например, ЕГЭ. В ближайшей перспективе он будет. Я, в принципе, за единый госэкзамен, вижу в нём много положительных моментов для развития образования. Уже давно все поняли, что подготовка к ЕГЭ не начинается в последние полгода или год.
- При изменении стандартов в образовании, что должно измениться в школах?
- Главные изменения должны произойти в сознании учителей. Вопросы развития личности, социализации, воспитания сегодня равновесны с обучением. Позиция учителей-предметников: «Я даю знания по своему предмету и всё» - устарела. Мы возвращаемся к учителю-педагогу, каким он был в советское время. Начальная школа и среднее звено практически перешли к такому режиму, теперь готовятся старшие.
Мы должны вместе с родителями участвовать в формировании личности ребёнка. Если старые стандарты предполагали только учебный процесс, новые описывают всё образовательное пространство. И вот в этом есть сложности. Нужно вновь учить педагогов строить планы и учебный процесс. Старшее звено должно перестроиться к 2015 году.
Учителя выходят из-за кафедры
- Означает ли это, что преподаватели должны научиться преподавать свой предмет по-новому или вновь стать для детей вторыми мамами? Ведь зачастую урок превращается в лекцию, которая не предполагает обратной связи с классом.
- Работа учителя «из-за кафедры» – это одна технология и способ выстраивания отношений с учениками, которые сидят за партами. Это мы уже умеем. А работать с детьми, когда они выходят из-за парт, умеют далеко не все. Или разучились, или не знали. Это не значит, что учитель снова станет второй мамой или нянькой. В няньках как раз наши дети нуждаются меньше всего. Им нужны наставники, лидеры, советчики, но не поучатели. Учитель должен быть рядом с ребёнком, а не над ним.
Сейчас вместе с уроками мужества и мира проводятся уроки по экономике, космонавтике – каких только нет! Но они опять же идут в классах, где дети сидят за партами, а учитель стоит за кафедрой или у доски. Вроде воспитательные задачи решаются, но в формате «я говорю, вы слушаете».
Потому для себя я определила одну из главных задач: научить руководителей учебных заведений быть полноправными хозяевами. Они должны сами решать, как выстроить воспитательный процесс детей, и при этом быть готовы нести ответственность за свою работу.
Кстати
Особенность проведения ЕГЭ этого года – онлайн-трансляция. Каково будет школьникам под недремлющим оком видеокамеры?
В прошлом году только в Хабаровском крае с ЕГЭ удалили 8 человек - у ребят оказались мобильные телефоны. В этом году во время пробного экзамена с использованием нововведения удалён 1 выпускник.
Онлайн-трансляция будет записана, запись будет храниться 3 месяца, а при спорных моментах – 3 года. Отдельному разбирательству подвергнутся частые отлучки из кабинета в туалет.
Следить за порядком в аудиториях будут специально обученные люди. Только они получат доступ на сайт, на котором будет идти трансляция. Ни родители, ни учителя наблюдать за школьниками не смогут.