Обстановку на дорогах края мы обсудили с врио начальника УГИБДД по Хабаровскому краю Дмитрием Клёсовым.
Ксения Туртыгина, корр. «АиФ-Хабаровск»: Дмитрий Владимирович, плотность светофоров на наших дорогах вызывает вопросы, водители считают, что их слишком много. Я как пешеход не согласна с автомобилистами. Рассудите нас.
- У нас за прошлый год треть погибших в ДТП - это пешеходы. И в большинстве случаев место происшествия - нерегулируемый переход. Светофор дисциплинирует и водителя, и пешехода. Непредоставление преимущества пешеходу - частое нарушение. Водители попросту игнорируют людей, стоящих перед «зеброй». В идеале любой переход должен быть регулируемым, особенно если речь идёт о многополосной дороге. В Комсомольске-на-Амуре, где улицы гораздо шире, чем в Хабаровске, например, очень много наездов на пешеходов.
- Левый поворот - ещё одна наболевшая тема, особенно в Хабаровске.
- Да, у нас очень много обращений по этому поводу и очень много ДТП случается на тех участках, где есть левый поворот. В Хабаровске, например, возникли ещё три очага аварийности на перекрёстках с левым поворотом. Мне нужно повернуть налево, но из-за режима работы светофора я фактически проезжаю на красный, подставляясь под встречный поток. Мы обсуждали ситуацию на уровне города и края, подготовили предложение на главу Хабаровска, губернатора, минтранс. Необходимо вводить трёхфазное регулирование: давать задержку зелёного сигнала для водителей левой по лосы, чтобы я успел повернуть на разрешающий сигнал. Уверен, мы добьёмся своего и снизим уровень аварийности. Это не настолько затратное мероприятие, чтобы кивать на нехватку средств.
Осторожно, дети!
- Вопрос от читателя, касается конкретно хабаровской школы № 30, но это актуально для большинства школ. Родители-автомобилисты паркуются возле школ вторым и даже третьим рядом. В итоге школьники оказываются в сложной дорожной обстановке, едва ли не рискуя жизнью. Кто в таком случае должен обеспечить безопасность учеников и можно ли что-то сделать с такими родителями?
- Поставить возле каждой школы сотрудника ГИБДД - из области фантастики. У нас только в Хабаровске около 80 школ, в сутки на дороги Хабаровского края выходит 141 сотрудник. Думаю, разжёвывать арифметику не надо.
Недавний пример. Третьеклассник школы № 10 на перемене выскочил за шоколадкой, одноклассница попросила купить. Мальчик и побежал в киоск, бежит обратно и попадает под машину. Ребёнок, к счастью, почти не пострадал.
Ближайший пешеходный переход в сорока метрах - конечно, он должен был перейти по нему. Но мы все прекрасно понимаем: ребёнок видит ларёк напротив и идёт по прямой, к тому же у него в распоряжении только короткая переменка. А возле школы стоят припаркованные машины, водитель, едущий по дороге, просто не видит из-за них пешехода. Правда, тот конкретный водитель оказался лишённым прав, но это уже другая история.
Мы задали вопрос руководству школы: как у них во время учебного процесса школьник смог уйти с территории школы? Ну гуляет он во дворе, но ведь за ворота побежал человек, и никто не заметил. Назначайте дежурного, следите за детьми. Если брать шире, то на каждого ученика вообще должен быть разработан безопасный маршрут и родитель должен пройти этим маршрутом со своим ребёнком, объяснить, почему нельзя перебегать дорогу в неположенном месте и так далее.
- Отличный проект, но если взглянуть правде в глаза… Редкий ребёнок пойдёт к школе, соблюдая все правила. Особенно, когда торопится, а пешеходный переход где-нибудь метрах в пятидесяти. Например, до школы моего ребёнка - три дороги, и их можно перейти безопасно, но это удлиняет путь, и я точно знаю, что моё дитё кое-где «срезает». И так делает большинство детей. Вспомнилось, как делают тропинки в парках и скверах в некоторых странах: ждут, когда люди сами их протопчут, и выкладывают плитку, асфальт уже «по готовому». Можно ли так поступить и с подходами к школам?
- Пешеходы обычно ищут наиболее короткий путь. И это надо учитывать! Каждый родитель знает, как ходит его ребёнок, может нарисовать его маршрут, и если собрать эти данные, можно увидеть «тропинку». И сделать её безопасной, подстроить под реальность. У нас с 2014 года действует этот проект - «Безопасный маршрут», но на практике он так и не внедряется. Думаю, нам надо будет более подробно обсудить его.
Пьяный рейс
- Поговорим о ситуации с общественным транспортом. По ощущениям, ДТП с автобусами и маршрутками стали случаться чаще.
- Могу отметить «мастерство» водителей и их хамское поведение на дороге. В Хабаровске около 600 единиц автобусов, 120 принадлежит муниципалам, коммерсантам - 480. И это число остаётся почти неизменным. При этом растёт количество ДТП, 45% из них - падение пассажиров в салоне, что говорит о стиле вождения.
Много пьяных водителей, только за два месяца этого года выявили шестерых. Я говорю о водителях общественного транспорта. Причём коммерсанты вместо того, чтобы принять к сведению и работать с личным составом, нанимают адвокатов и доказывают, что у них всё хорошо! А мы снимали пьяных и с междугородних маршрутов. Водители общественного транспорта совершили в общей сложности 4691 нарушение в 2018 году, за два месяца этого года - уже 790. Очень показательные цифры.