Как часто ваш ребенок говорил, пиная рюкзак: «Школа вредная, там скучно и плохо»? Скорее всего, вы вступали с ним в спор, убеждая в обратном, но есть родители, которые готовы подписаться под этой фразой. Один из таких - хабаровчанин Антон Конырев, отец, ставший своему сыну учителем во всех смыслах. Антон уверен: школа не учит детей жизненно необходимым знаниям. Больше того, по его мнению, школа противоестественна детской природе и больше похожа на тюрьму. Поэтому своего старшего сынишку Святослава он перевёл на домашнее обучение.
Неразвитие
- Как вы пришли к такому решению?
- Когда стал думать над сущностью школы. Где ещё люди находятся постоянно в одном коллективе? В армии, тюрьме. И в школе. Они общаются со сверстниками на протяжении 11 лет. В школе ребёнок не развивает свои способности, его подгоняют под некий стандарт, готовя его для системы.
- Что вы подразумеваете под системой?
- Корпорации. Их готовят для работы на корпорации. Им не нужны активные, творческие, развитые личности. Корпорациям нужны работники, а не конкуренты. И в школах детей не учат самостоятельности, им внушают: ты должен ходить строем, говорить когда разрешат, бегать, когда разрешат, словом, делатьтолько то, что разрешают. В тюрьме также.
- Но школа даёт знания, фундаментальные - физика, химия, математика, история.
- Вам в жизни многое из физики пригодилось? Когда последний раз вы применяли сложную математическую формулу?
- Теорему Пифагора точно применяла, когда ремонт делала.
- Ну вот. Вы своего ребёнка не научите этой формуле? Я по образованию экономист. Однажды я осознал свою несвободу: работа по восемь часов в день, отдых по жесткому расписанию и ради чего? Чтобы потом когда-то мне дали заслуженную пенсию, а кто-то наживался на моих знаниях? Я работаю на себя, современные технологии позволяют делать это из любой точки мира. Я много путешествую, не ограничен стенами офиса. Почему мои дети должны быть заперты?
Колбаса или знания?
В путешествиях я видел детей, которых родители сознательно не отдали в школу. Видели бы вы глаза этих детей! Они внутренне свободны, они постоянно познают мир, их родители помогают в этом. Между ними не стоит школа с её постоянными проверками, экзаменами, ЕГЭ, постоянной гонкой непонятно за чем.
В этом году Святослава его мама, моя первая жена, отдала в первый класс. Он ходил в школу две недели, ему там нравились уроки физкультуры, колбаса в столовой и труд. Через две недели я его забрал.
- Вот так просто забрали?
- Я написал заявление на имя директора школы, она сказала, что нам нужно в мае сдать контрольные и всё. Со Святославом мы составили план работы. При домашнем обучении очень важна самоорганизация и ответственность. Не ждите, что ребёнок сразу включится в процесс. Поначалу он обалдеет от свободы - времени куча, можно играть, гулять! Родители должны ставить перед ним цель и помогать добраться до неё. Иногда приходится подталкивать, но это нормально. Я хоть и взрослый, но был бы благодарен тому, кто бы периодически пинал меня, напоминая о поставленной цели.
- Как построен процесс обучения? Вы его всему сами учите, по каким программам?
- Школьные программы? Зачем? Всё, что там есть из теории, можно изучить за месяц-другой. Сейчас мы с ним набиваем руку на письмо, есть такие Непрописи - занимаемся по ним. Я поначалу хотел, чтобы он как Пушкин писал пером - наклон, нажим, толщина штриха. Но потом мы открыли Непрописи, прекрасный материал, сделан для ребёнка и под ребёнка. Читаем, считаем, изучаем мир вокруг нас. Святослав ходит на спортивную секцию, художественную.
Узкие науки
- А, то есть вы привлекаете педагогов к обучению?
- Специалистов в определенной области. Например, я объездил 37 стран, мой сын - семь. Что может рассказать ему о мире школьный географ, который из Хабаровска не выезжал? А я могу. Я не понимаю, когда экономике учит человек, работающий на зарплате, не имеющий своего бизнеса. Хорошо поёшь при этом - тогда учи меня пению, а экономике не надо.
- Но дальше будет сложнее. Пойдут естественно-научные дисциплины. Вы будете нанимать репетиторов? Ведь ребенку нужно будет в техникум поступать или в вуз.
- Если за это время у Святослава проявится склонность к точным наукам, да, найдём специалистов. Но кто вам сказал, что в вуз поступать надо? Вы сами по специальности работаете?
- Нет...
- (мой собеседник выразительно разводит руками). Если ему будет нужно, он изучит ту или иную дисциплину. Я же изучил, и вы тоже. Конечно, родители должны помогать. Мы с женой создали специальный сайт naplotu.com - территорию, для обмена опытом. Родители могут попросить совета друг у друга, подсказать специалиста и прочее. Постоянно пополняется коллекция обучающих роликов, объясняшки, как мы их называем. Большинство пользователей с запада России. В Хабаровске домашнее обучение не развито, а в Москве и Питере многие предпочитают обучать детей дома. Родители кооперируются вместе, образовывают группы на дому. Занимаются с детьми по очереди, либо нанимают специалистов.
Организация времени
- Есть объясняшка лля родителей: где взять время на учёбу, если ты работаешь весь день?
- Я говорил и ещё раз скажу: важна осознанность действий. Да, для многих главный камень преткновения - время, львиную долю которого съедает работа. Попробуйте сначала освободить себя, уйдите из офиса на фриланс. Но даже если не получится, поверьте, стоит задаться целью и появится время. Я видел родителей, которые выкладывались по восемь часов на работе и находили силы на своего ребёнка.
- Подумайте о своем сыне, дочери. Почему вы отдаёте их совершенно посторонним людям, которые на них могут накричать, которые не интересуются индивидуальностью реёнка и даже его не реальными знаниями, а лишь оценками?
- И все-таки у школы есть системность. Хотя я, продукт советсткой школы, никак не могу её уловить. Так и не поняла, зачем в первом классе давать ребёнку транскрипцию русских слов, не понимаю, почему в учебнике по математике нет теории.
- Там много непонятного. Прибавьте сюда высокий уровень стресса в школах. Школа, которая сейчас на подушевом финансировании и автономности, должна сама зарабатывать деньги. Как результат родителей обязывают водить ребёнка на две-три платные секции при школе. Аргумент всегда один - вы же хотите, чтобы ваш ребёнок развивался! Но это не развитие, а отупление. Маленький человек проводит по шесть-семь часов на занятиях, дома - уроки ждут и недовольные родители.
Мой сын защищён от всего этого. Правда, я заставляю его по часу в неделю слушать классическую музыку, но не загоняю его, ориентируясь в первую очередь на его желания. Святослав недавно захотел познакомиться с химией. Сейчас собираем разные стеклянные баночки для будущих опытов. Захочет изучить глубже, найдём книги, настоящих химиков.
- Какой совет вы дали бы родителям, решившим обучать ребёнка дома?
- Оставить злость далеко за дверью. Ни в коем случае нельзя злиться, срываться на маленьком человеке. Если он чего-то не понял, значит, вы не смогои объяснить. Либо объясните иначе, либо ищите тех, кто поможет. Приходите к нам, мы подскажем.