На заседание совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края бизнесмены говорили об уличной торговле.
- Размещение палаток и киосков идёт по результатам торгов. В Хабаровске более полутора тысяч таких объектов, но их количество каждый год сокращается, - доложил Олег Тен, начальник управления торговли, питания и бытового обслуживания Хабаровска. - Запрет на торговлю сигаретами и алкоголем сказался на мелком бизнесе. Мы проводим работу с предпринимателями, помогаем им адаптироваться.
Всё решает статус
Закон накладывает ряд ограничений на ассортимент киоска или палатки. Но если перевести точку в статус павильона, то можно торговать, к примеру, табаком. На изменении статуса и решили сделать упор. Однако всё не так хорошо, как хотелось бы.
- Раньше у нас был киоск, мы его переделали в павильон. Отличие в том, что теперь покупателей обслуживаем внутри помещения, а не через окошко, - объяснил владелец одной из торговых точек Хабаровска. - Сразу возросли расходы. Помещение нужно отапливать - раз, аренда выросла примерно на 30% - два. Пришлось немного поднять цены. Улавливаете? Оплачивать начинания властей опять приходится рядовому потребителю.
Не сметь портить облик!
Возмущение у членов совета вызвал и другой аспект. Окончательное решение о том, где устанавливать торговую точку принимает… департамент архитектуры и строительства мэрии. Естественно, архитекторы руководствуются в первую очередь внешней эстетикой: не нарушает ли ларёк исторический облик города? Доходит до анекдотических ситуаций: год или два назад департамент потребовал убрать летнее кафе, пристроенное к кинотеатру «Гигант». Мол, веранда с изящной решеткой и цветами в горшках уродует архитектурный облик здания. К счастью, кафе отстояли. И это не единичный случай.
- Почему к определению места размещения ларьки или киоска не привлекают управление торговли? Места, которые выделяет департамент архитектуры, не всегда выгодны для ведения бизнеса, - недоумевал Сергей Степанов, председатель совета. - Надо же учитывать мнение предпринимателей, а не только о красоте города заботиться. Ну, будет у нас красивый центр, но совершенно неудобный для жителей.
Эти слова тут же нашли отклик у Евгения Шулепова, председателя объединения промышленников и предпринимателей.
- Когда у нас будет как в Бангкоке? - скорее, риторически спросил Евгений Николаевич. - Там уличная торговля развита, а у нас хотят, чтобы везде были квадратные углы и больше ничего.
Тут вам не здесь
Но идея превратить Хабаровск в столицу Таиланда не нашла отклика в сердцах чиновников, сидевших в зале. Сразу заговорили о том, что порядок должен быть - и точка! А что в Европах и Азиях на центральных площадях базары открывают и на улицах сплошь и рядом маленькие кафе, так у нас свой путь. Бизнесмены начали напирать на то, что развитая сфера гостеприимства - залог привлечения туристов.
- Не надо ориентироваться на двух японцев, которые раз в год прилетают. Давайте сначала сделаем город комфортным для его жителей, - предложил С. Степанов.
Все свои идеи предприниматели занесли в бумагу, которую передадут губернатору края. Однако, судя по настрою чиновников, послаблений хабаровскому бизнесу в ближайшее время точно не дадут. Ведь если каждому коробейнику позволят ходить, где вздумается, зачем тогда целые отделы при администрациях?
Тёмный осадок кваса
Кстати, самая прибыльная торговая точка летом - это прилавок с квасом. Но, как любое денежное дело, имеет свою тёмную сторону.
По словам председателя совета по предпринимательству при мэрии Хабаровска Александра ТИТУШИНА, в городе существует чёрный рынок по перепродаже мест для размещения квасных точек. Некие граждане с помощью скрытых механизмов выигрывают конкурсы, забирая самые лакомые места. Затем перепродают их своим менее расторопным коллегам за кругленькую сумму.
- Надо что-то делать по этому поводу, полицию привлекать или налоговую. Это же целый подпольный рынок! - посетовал А. Титушин. Бизнесмены надеются, что эта информация дойдёт до заинтересованных ведомств.