В конце февраля одновременно на двух противоположных берегах Амура - в селе Нижнеленинское (ЕАО) и городе Тунцзян (КНР) - состоялась церемония закладки нового железнодорожного моста через Амур. В перспективе налоговая база автономии увеличится на 4 млрд рублей.
Пять лет подготовки
- Проект реконструкции ветки Биробиджан-Ленинск, который оценивается в сумму свыше 8 миллиардов рублей, получил статус приоритетного, - сообщил Владимир Крапивный, главный инженер Дальневосточной железной дороги. - Мост в первую очередь необходим для экспортных поставок железорудного концентрата со строящегося Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (входит в ООО «Петропавловск – Чёрная металлургия» - прим. авт.). Предприятие и его железнодорожная инфраструктура, примыкающая к станции Известковая, должны заработать уже в этом году. Расчётная производственная мощность ГОКа – 8,3 млн тонн концентрата в год.
Консультации сторон и разработка проекта продолжались пять лет. Отчасти причиной столь долгих переговоров было отсутствие законодательного механизма возврата частных инвестиций в государственную инфраструктуру.
Работа по проекту ведётся в рамках стратегического партнерства компании IRC Ltd, заинтересованной в строительстве моста для сокращения транспортного плеча при экспорте своей продукции в Китай, и РЖД - единственно возможного собственника путей общего пользования в стране.
Миллиардные инвестиции
Мост строится на условиях государственно-частного партнёрства. По данным Минрегиона, частные инвестиции в переход оцениваются в 6 млрд. рублей (разделены поровну между ООО «Рубикон» и китайскими партнерами), еще 1,73 млрд. руб. выделяет федеральный бюджет - на строительство пункта пропуска (объект включен в ФЦП «Госграница РФ на 2012-2017 годы»).
- Реализация инвестиционного проекта увеличит налоговую базу ЕАО почти на 4 млрд. рублей, - сообщил Олег Скуфинский, замглавы Минвостокразвития РФ. - В регионе появится более 3 тысяч рабочих мест. Также новый мост будет стимулировать формирование в регионе территорий опережающего развития.
Через мост планируется экспортировать в КНР железную руду, уголь, минеральные удобрения, лесную продукцию и другие товары. Импортируемый грузопоток из КНР - преимущественно контейнеры.
Металлургия расцветёт?
Переход позволит компании IRC («дочка» золотодобывающего альянса Petropavlovsk, единственного производителя железной руды на Дальнем Востоке) поставлять продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. IRC намерена создать на Дальнем Востоке горно-металлургический кластер, куда войдут Олекминский, Кимкано-Сутарский и Гаринский ГОК, а также, в перспективе, Дальневосточный металлургический комбинат, который планируется построить к 2017-2018 годам.
Как сообщила пресс-служба ДВЖД, на второй год работы строящийся Кимкано-Сутарский ГОК будет отгружать 3,6 млн тонн. При этом 3,1 млн тонн планируется направить в Тунцзян.
Проект строительства моста с российской стороны реализует биробиджанское ООО «Рубикон» (100% «дочка» Petropavlovsk). С китайской - Тунцзянская железная дорога, входящая в корпорацию Chinese Railways («Китайские железные дороги»).
Протяжённость перехода от российского берега до китайского составит 2,2 км. Из них российская часть - только 0,3 км. Пропускная способность - от 5,2 млн тонн грузов в год на первом этапе проекта до 20-21 млн тонн на втором этапе. Международный проект планируется завершить к декабрю 2016 года.