Происхождение народа айнов до сих пор остаётся неясным. Известно лишь, что первое упоминание о встрече европейцев с айнами относится к ХVI веку.
Люди из ниоткуда
Основным местом их обитания считается остров Хоккайдо, меньше их на юге Сахалина и на Курильских островах, откуда они перекочевали на юг Камчатки, где и остались небольшой, единственной в России общиной. Но откуда и когда они появились на Хоккайдо – неизвестно, кто их предки – неясно, ведь этот народ не родственен японцам.
После первой встречи айнов с европейцами остались некоторые описания, которые и составили представление людей об этом неизученном, загадочном народе: «В отличие от привычного вида людей монгольской расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы, во время еды, придерживая их особыми палочками, по некоторому ряду признаков были похожи на европейцев».
- Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны, подобно жителям экваториальных стран, носили лишь набедренные повязки. Именно эта деталь позволила учёным предположить, что айны происходят из стран Юго-восточной Азии, но даже сегодня эта теория четкого подтверждения не получила, – рассказала Марина Осипова, главный научный сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии, проводя персональную экскурсию для журналиста «АиФ-Дальинформ». - Большой вклад в изучение айнов внесли русские учёные - Бронислав Пилсудский и Лев Штенберг. Волей судьбы эти люди оказались на сахалинской земле и проявили интерес к жизни коренных народов острова. Лев Штенберг изучение малочисленных народов острова Сахалин начал с работы на дальнем кордоне Виахту, где неподалеку было поселение нивхов. Спустя некоторое время, он предложил своему другу, Брониславу Пилсудскому, находящемуся в тот момент на юге острова, понаблюдать за нравами и традициями племен айнов.
Основное место обитание айнов, как уже было сказано, остров Хоккайдо. Их присутствие на «самом японском» из островов препятствовало расселению японцев. Попытки решить проблему силой ни к чему не приводили. Айны оказались не только хорошими охотниками, но и отличными воинами. Именно в противостоянии с айнами у японцев появилась необходимость в создании регулярной армии – так были созданы институты самурайства и сёгуната. В упорной борьбе, непомерными усилиями японцы всё-таки взяли верх. Айны ушли с Хоккайдо.
Медведь и Орёл
Марина Викторовна показала артефакты, которые рассказывают о добром нраве айнов и преданности традициям. Среди них вплоть до конца XIX века была широко распространена практика жертвоприношений, связанных с культом Медведя и Орла. Медведь символизирует дух охотника, потапычей выращивали специально для проведения ритуала. Хозяин, в чьём доме проводился обряд, старался пригласить как можно больше гостей. Айны считали, что дух воина обитает в голове медведя, поэтому главной частью жертвоприношения было отсечение головы животного. После этого голову помещали у восточного окна дома, которое считалось сакральным. Присутствующие на церемонии должны были испить из круговой чаши кровь убитого зверя, что давало охотникам могучую силу.
Кроме различной утвари, на выставке много фотографий начала ХХ века – портреты айнов, хранящиеся в Кунсткамере. Дирекции Гродековского музея пришлось приложить немало усилий, чтобы хабаровчане смогли увидеть портреты и другие экспонаты. Переговоры шли четыре месяцы. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого никогда в жизни в Хабаровский край и на Дальний Восток вообще не отпускал свои коллекции. Гродековский музей дополнил коллекцию своими экземплярами айновской коллекции, часть которой собрана в XIX веке и состоит из даров заезжих салахинцев.
Так что для хабаровчан выставка «Кто вы, айны?» - уникальная, редчайшая возможность увидеть экспонаты Кунсткамеры. До 19 марта есть время, чтобы познакомиться с бытом загадочного народа айнов.