Недавно в Хабаровском крае проходил театральный конкурс. Московские критики ездили по краю, смотрели постановки, делали выводы, говорили о проблемах конкретных театров и служителей Мельпомены в общем.
Среди участников был и краевой Музыкальный театр. Критики тогда отметили, что там есть проблемы управленческого характера, негативные процессы, оставшиеся в наследство от прежнего руководства, ещё влияют на работу. Но постепенно это влияние слабеет. Корреспондент «АиФ-Дальинформ» решил из первых рук выяснить, как обстоят сейчас дела в театре, и побеседовал с его художественным руководителем Сергеем Листопадовым.
Универсальный артист
Владимир Зенков, «АиФ-Хабаровск»: Сергей Викторович, Музыкальный - театр с историей, с большим творческим багажом. Не тянет ли этот багаж назад? Легко ли артисты проникаются идеями современного театра?
Сергей Листопадов: Сложно воспитать современного артиста, который мог бы работать в жанре оперетты, мюзикла или любого другого музыкального жанра. Это на сегодняшний день основная проблема. Те, кто могут, как правило, это уже артисты в возрасте, наши маститые, но им зачастую сложно встроиться в современный спектакль по объективным причинам. Для того, чтобы делать масштабные постановки в новых формах, нужно большое количество синтетических артистов - артистов, способных играть в разных жанрах.
И тут возникает вопрос о воспитании молодых, современных разноплановых артистов мюзиклов. Я как-то подошёл к некоторым нашим вокалистам и говорю: «Как насчёт участия в проекте?» Реакция была положительная, они готовы, они будут хорошо петь, но если мы их попросим сделать сальто и пару хореографических па, на этом вся история и закончится.
«Хочу красиво!»
- У нас есть соответствующие учебные заведения. Можно набрать выпускников и тем решить кадровую проблему.
- Одна из проблем, которая сегодня не помогает музыкальным театральным жанрам, это недостаточная подготовка студентов в театральных институтах. Я имею в виду профильную подготовку, то есть когда прививается артисту определённая школа, жанровая предрасположенность.
К тому же мотивация студентов, получающих профессию, зачастую построена лишь на тщеславии. Тщеславие для артиста - это замечательно, но в меру. Не подкреплённое трудолюбием, оно убивает даже очень одарённых. Понятно, что многие идут в институт, чтобы потом блистать на сцене и заниматься красивой профессией, но необходимо понимать, что работа артиста - это тяжёлый труд, а многие этого не осознают.
Когда в прошлом сезоне мы отбирали студентов-актёров для обучения, я заметил, что некоторые не выдерживают даже темпа учёбы. При этом многие сильные и работоспособные выпускники уезжают в Москву, Питер. Этакая утечка талантов на запад. Для нас сейчас частичное решение проблемы кадров - воспитание артистов на территории нашего театра и для нашего театра. Вот в июле, например, группу набираем. Дай бог, чтобы абитуриентов было бы достаточно. На драматических артистов у нас всегда конкурс большой, тут проблем нет, есть из кого выбрать. Ну а если возвращаться к теме оторванности наших территорий, то неплохо бы вернуть в институты систему распределения после института, хотя бы для целевиков, это могло бы хотя бы частично решить проблему кадров для театров в провинции.
Оперетта в кризисе!
- Оперетта, как мне кажется, уже в меньшей степени интересна современному зрителю. Или я не прав?
- Есть споры по этому поводу. Кто-то говорит, что оперетта ушла в прошлое и её нельзя оставлять в современном театре. Однако остаётся ещё публика, которой этот жанр интересен. Большинство оперетт - это советская обработка зарубежных произведений. Когда в Европе оперетта развивалась как жанр, там были чёткие социально-политические подтексты. Для нас это звучит странно, но это именно так. В Советском Союзе какой мог быть подтекст? В Стране Советов взяли и облегчили данный жанр. Как в драматическом театре есть комедия положений (классический вид комедии, основанный на том, что герои попадают в курьёзные, смешные ситуации; сюжет строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. - Прим. ред.), в музыкальном жанре это оперетта. Но я не могу ругать этот жанр, ставший классикой. Жанр, в котором воедино связаны музыкальность и визуальное восприятие. Всегда ведь интересно посмотреть какую-нибудь историю любви, а когда это всё зрелищно, с балетом и в красивых костюмах, то будто и удовольствия в несколько раз больше. Да, иногда эти истории слишком легки и незамысловаты, но есть зритель, которому это нравится, и мы должны думать и о нём. Другой вопрос, что театр должен развиваться, работать и для того зрителя, которому хочется смотреть что-то другое. Мюзиклы сегодня - это та же самая оперетта, только в более усложненных схемах, партитурах и совершенно в другой подаче. Потихоньку мы начинаем движение в эту сторону, но пока не так быстро, как хотелось бы.
Зрителю сегодня трудно угодить.
- В чём проблема? Опять кадры?
- Отчасти. Сейчас вся страна живёт по системе кастинга: работает не штатная труппа, а набираются актёры под конкретные задачи. Здесь в Хабаровске, конечно, смешно говорить про кастинг. На западе на таких отборах очень большая конкуренция. Есть много желающих и есть из кого выбирать, в Хабаровске такое невозможно объективно. По большей части сказывается наша отдалённость - во многих смыслах - от всей остальной страны. Это достаточно системные вещи, на мой взгляд, которые и приводят к кризису жанра.
О хорошем
- У вас в репертуаре недавно появился мюзикл. Как оцениваете работу?
- Да, у нас состоялась премьера мюзикла на музыку Баскина «#капитанБлад», по мотивам произведения Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада». В этом спектакле, мне кажется, есть серьёзная попытка поместить артистов в совершенно новое для них решение, нестандартное, выводящее их из зоны комфорта. В такие моменты они начинают нервничать, раздражаться, ругаться, но именно это развивает артиста как специалиста. Лень, покой и нега - это смерть в профессиональном плане.
Следующий шаг - у нас была грантовая история «Спящая красавица». На этот спектакль мы пригласили режиссёра, нашу с вами землячку, Юлию Погодаеву. Она училась в Хабаровском институте культуры, а потом у Михаила Левитина в Москве. Она посмотрела на материал с другой стороны, всё это как-то переосмыслила. И была создана история под разного зрителя, с разными предпочтениями, ожиданиями от Музыкального театра. Но должен признать, что у нас сегодня сложный зритель, которому трудно угодить, и делать ставку только на его предпочтения нельзя.
Нужно тоже понимать, театр - это не конвейер, с которого сходят строго одинаковые детали. В театре должен быть дух хулиганства, шкодность, он должен бросать вызов зрителю, только тогда всё имеет хоть какой-нибудь смысл.