Директора и художественного руководителя Хабаровского краевого театра драмы Николая Евсеенко новичком не назовёшь. Наоборот, сегодня он уже по праву - один из столпов современной театральной истории края. В течение последних десятилетий последовательно возглавлял ТЮЗ, потом - краевой театр музыкальной комедии, а до переезда в тёплые края четыре года назад руководил сразу двумя, драмой и музтеатром.
Долгожданное возвращение
Елена Романова, «АиФ-Дальинформ»: Николай Иванович, вы так стремительно уехали из Хабаровска и так же неожиданно вернулись. С чем это связано?
Николай Евсеенко: Всю жизнь я мечтал пожить у моря, среди пальм. Мечта сбылась, но и оттуда родина манила. Отдохнул и вернулся к родному берегу. На Дальнем Востоке я родился, в Хабаровске прошла большая часть жизни. Здесь каждый камень знаю. Когда предыдущий директор театра собрался переезжать в другой регион, я принял приглашение вернуться. Приехал работать, а там - как пойдёт. Конечно, скучаю по семье, по внукам. Но и здесь все, с кем раньше общались, встретили тепло.
- На последних выборах вы баллотировались в думу, однако никакой агитации не вели. Зачем тогда это было?
- Задача победить не стояла. Для меня выборы стали любопытным опытом. Теперь знаю, как всё происходит, определённые технологии. Но важнее, считаю, не как прийти, а что делать потом? Этого у нас зачастую народные избранники не знают. Уверен, главное для человека во власти - ответственность перед людьми, которые его избрали. Надо уметь сформулировать проблему, отстоять её перед теми, кто принимает решения. При этом знать, где уместно пойти на компромисс, а где категорически нельзя.
Что же касается меня, во власть не собираюсь. В этом году выборы совпали с фестивалем «Золотая маска», и я занимался ими, не скрою, по остаточному принципу. И в прежние годы поступало много предложений о политической карьере, но мне всегда было интереснее творчество.
Хотя, конечно, сегодня в нашем крае народ очень обижен. Десятилетиями говорится о рывке, который так и не наступает. Объективных причин к снижению уровня жизни нет, а оно есть. Государство должно мыслить стратегически. Богатое государство при бедном населении, как сегодня, - это неправильно.
Статусный фестиваль
- На малую родину вы сразу «зашли с козырей». Фестиваль «Золотая маска в Хабаровске» стал очень заметным событием для города.
- Это уже третья «Золотая маска в Хабаровске», организованная с моим участием. Хабаровск самый «масочный» город Дальнего Востока. Три крупнейших театра не раз становились лауреатами, два из них получали награды. Театр драмы в этом году открывал конкурсный показ в Москве спектаклем «Собачье сердце».
В этом году было гораздо больше спектаклей, чем в предыдущие, расширилась география - не только Москва, но и Санкт-Петербург, Пермь. Впервые «золотомасочные» спектакли увидели в Комсомольске-на-Амуре. Это была большая работа, где главным модератором выступил краевой театр драмы, и выполнил её, я считаю, очень хорошо.
А главное, она продолжается. Сегодня уже есть договорённости на следующий год, и их становится больше. Приятно, что столичным гостям понравился Хабаровск, многие хотят вернуться. Малый театр под руководством Юрия Соломина, побывавший с гастролями накануне «Маски», подарил нам свою молодую артистку, Настю Бандурку, которая теперь работает здесь.
Это важно не только с творческой, но и экономической точки зрения. Даже в этом году - приехали сотни артистов, а это заработок для гостиниц, общепита, магазинов, авиаперевозчиков. Причём, интересуются сегодня Хабаровском люди, что называется, «непростые», чьё мнение авторитетно, кому верят, что сюда можно приезжать и тратить очень значительные деньги. Так что театральный фестиваль - это вполне солидный драйвер роста для экономики края.
Не только драма
- Есть мнение, что хабаровская драма «погрязла» в комедии, а эксперименты, которыми живёт и развивается современный театр, здесь не любят…
- Так говорят те, кто давно не был в театре. Сегодня у нас достаточно широкий репертуар, в том числе есть уникальные спектакли. Да и что плохого в комедии? Считаю, это замечательный фактор в серости обыденной жизни. Когда можно прийти после сложной трудовой недели и просто отдохнуть от забот. Хабаровский зритель активно идёт на комедии, и здесь я с ним солидарен.
Для тех, кто предпочитает вдумчивые спектакли, у нас есть достаточно много названий. Из недавних премьер - «Собачье сердце», «Бесконечный апрель». Активно экспериментируют студенты, молодые режиссёры на малой сцене.
Сегодня репертуар расписан до нового года. Будет несколько премьер. Московские режиссёр Эдуард Ливнев и художник Владимир Колтунов поставят спектакль «Моя профессия - синьор из общества» итальянских авторов Скарначчи и Тарабуззи, хабаровчанин Сергей Листопадов, которого мы приняли в этом году на должность режиссёра-педагога - сказку «Золотой ключик», на малой сцене в конце ноября ждём премьеру «Тест Тьюринга». Так что уже сейчас виден диапазон жанров.
Конечно же, в мае отметим 75-летие Победы. Пока есть несколько идей. Будет ли это камерный спектакль для тех, кому тема особенно важна, или большой проект? Я считаю, что «полотен» на военную тему поставлено достаточно, но мимо даты точно не пройдём.
Другое дело, что сегодня в драматическом, казалось бы, театре, остро не хватает классики. Она важна уже хотя бы потому, что на ней артисты учатся. До сих пор с аншлагами идёт «Горе от ума», и не только из-за школьников, смотрящих его по программе. Но ушёл со сцены Шекспир, хотя ещё недавно было несколько хороших спектаклей. Сейчас ведём переговоры по поиску того, кто вновь «замахнётся» на него в Хабаровске.
Новинки сезона
- Сезон стартовал с триллера «Портрет страха». Это было, по меньшей мере, неожиданно...
- Понимаю, что мы вступили на территорию кино/телевидения. Это был интересный опыт - попробовать технические возможности театра. Заодно поняли, что в этом отношении задержались в 20-м веке. Так что теперь важная задача - технологическое «перевооружение» театра.
- Уже несколько сезонов на сцене идут два «краеведческих» спектакля про дальневосточных первопроходцев из обещанной трилогии. Будет ли третий?
- Действительно, идея создания спектаклей на эту тему моя. Но воплощалась она уже после моего отъезда и несколько иначе, чем я себе представлял. Для меня это в какой-то степени личные истории. Граф Муравьёв, как и адмирал Невельской, годами находились в экспедициях вместе со своими жёнами, в жутких бытовых условиях, среди солдатни. Это история нашей страны, о которой надо говорить. Ошибкой было заказать пьесы далеко живущему отсюда и не знающему толком истории автору, который по-своему и, на мой взгляд, неудачно интерпретировал реальные исторические факты. Но спектакли уже идут. Насчёт третьей части будем думать.
- Каким вы видите театр драмы в идеале, к чему стремитесь?
- Хочу видеть в театре эмоции. Катарсис, ради которого артисты приходят на сцену, а зрители - в зал. Большинство идёт в театр за тем, чтобы посмотреть на артиста человеческого, тёплого, живого. Правильно, когда режиссёрское решение «ложится» на артиста, а он, считаю, в театре - главный.