Примерное время чтения: 9 минут
334

Хабаровский ТЮЗ завершил сезон фестивалем «Наша тема»

«АиФ-Дальинформ» №30. «АиФ-Дальинформ» №30 26/07/2017
Какие эскизы дорастут до спектаклей и войдут в репертуар театра, пока неизвестно.
Какие эскизы дорастут до спектаклей и войдут в репертуар театра, пока неизвестно. / Наталья Ивацик / Хабаровский ТЮЗ

В Хабаровском театре юного зрителя завершился фестиваль-лаборатория актуальных текстов «НАША ТЕМА». Что это такое и зачем режиссёрам, актёрам и всем цехам пять пятниц, суббот и воскресений подряд работать по ночам?

Закруглили сезон

Понятие «фестиваль», думаю, расшифровывать не надо, недоумение может вызвать стоящее рядом слово «лаборатория». Итак, на фестивале-лаборатории режиссёры, как уже опытные, так и начинающие, представляли т. н. эскизы - наброски того, что возможно когда-нибудь станет спектаклем и войдёт в репертуар театра.

Для зрителя, жаждущего просвещения, организовали небольшой курс лекций о современном театре. Читала лекции руководитель литературно-драматической части ТЮЗа Анна Шавгарова. Расшифровку двух лекций можно будет найти на нашем сайте - «Театр художника и театр режиссёра» и «Театр после «Тангейзера».

Театр может затрагивать темы, непрятные зрителю, в форме, раздражающей зрителя. Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

Вернёмся к «Нашей теме». Перед последним эскизом по рассказу Франца Кафки «Превращение» прошёл круглый стол. Хотя правильней будет назвать это «творческим экзаменом», на котором дирекция фестиваля-лаборатории решила проверить, как зрители и участники усвоили тему. Всё было по-взрослому: стол, билеты и открытое окно, в которое очень хотелось крикнуть: «Халява, приди!». Было даже немножко страшно, как перед настоящим экзаменом, но поскольку зачётку никто не требовал, публика расслабилась.

Да и вопросы были такими, на которые нет готовых, правильных ответов. Это вообще признак современного театра и негласный девиз «Нашей темы»: мы не даём готовых ответов, мы ставим вопросы.

«Что вас больше всего развеселило на фестивале?» - этот вроде простой билет заставил задуматься. Веселье, как эмоция, смешалось с другими ощущениями, растворилось в удивлении, недоумении, возмущении, но не было главной составляющей этого коктейля.

За кулисами

Актёр ТЮЗа Виталий Фёдоров, которому попался вопрос про сильнейшие впечатления фестиваля, отметил безукоризненную работу всех цехов театра.

- Вы не представляете, какие чудеса делают эти люди, готовые помочь в любое время сделать спектакль лучше. Приходишь за два часа до начала, говоришь: «А давай вот это сюда, а это вот так» и они делают, - восхищался актёр.

Постепенно втянувшись, зрители перехватили инициативу и сами стали «экзаменаторами». Например, почему фестиваль идёт ночью? На это другие зрители сразу же ответили: «А когда ещё?!»

Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

- Ночной формат фестиваля способствует глубокому осмыслению спектаклей, так как весь этот процесс выпадает на сон, - объясняла одна из зрительниц. - Вот во сне-то и начинается настоящая работа по поиску смыслов в просмотренных спектаклях. Но на утро возникает вопрос: «Было ли это на самом деле или мне приснилось?»

Интересовались зрители и тем, есть ли в театре «режиссёрский террор» или актёры - равноправные участники процесса.

- Нет уже такого, чтобы режиссёр ставил жёсткие рамки. Конечно, есть рисунок роли, который нельзя нарушать, но мы тут творим все вместе, на равных, - отвечали актёры.

- Это им так кажется, - негромко бросил худрук ТЮЗа Константин Кучикин.

Кусок сыра и кофе

Бурную реакцию вызвал билет «Должно быть зрителю комфортно в театре?»

- Меня удивляют те, кто после спектакля заявляет: «Как вы могли поставить скамейки без спинок? Почему в буфете маленький ассортимент?» Вы сюда пришли, чтобы посидеть удобно и поесть? - эмоционально высказался кто-то из зрителей.

Комфорт зрителя в современном театре даже не на последнем месте - актуальное искусство сознательно стремится к созданию максимально дискомфортной ситуации. На «Трансформерах» - другое дело, пожалуйста, разваливайтесь в кресле с ведром попкорна и пивом.

Непонимание побуждает узнать больше.

- Когда мы делаем спектакль, будут отсылки, которые не всегда могут понравиться зрителю. В первую очередь зритель должен идти к театру, а не наоборот. У нас есть спектакль «Шекспир. Изложение», там не все понятно, сюжета единого нет. Сын моих знакомых пришёл потом домой, взял Шекспира, прочитал, до этого не читав его, - рассказал Константин Кучикин. - В данном случае непонимание нашей трактовки того или иного произведения будит в человеке желание понять, узнать, а как там у автора-то было, но это что касается неподготовленных зрителей. Реакция зрителя на спектакль, то, что у него происходит внутри, волнует нас даже больше, чем вы думаете. Безусловно, театр может затрагивать абсолютно разные и даже малоприятные темы. И это может не нравиться зрителю. Но если давать зрителю только то, что ему приятно, такой театр не справится с главной целью - воздействовать на душу и побуждать к раздумьям.

С матерком

В ходе дискуссии всплыл вопрос уместности нецензурной лексики на сцене. Речь шла об эскизе «Солнечной линии» режиссёра Петра Нестеренко по пьесе Вырыпаева. Весь текст - это диалог, точнее, ругань супругов. Муж, жена, пять часов утра. Каждый пытается выяснить истинные мысли и чувства оппонента. При этом оба не желают слышать друг друга, отгородившись некой солнечной линией.

Фото: Хабаровский ТЮЗ/ Наталья Ивацик

- Можем ли мы обсуждать матерные спектакли, с использованием той же ненормативной лексикой? - провокационно бросил один из участников круглого стола. - Меня покоробило во время читки, слишком напирали на нецензурную лексику.

И тут же получил реплику с места: «А что, мне нравится матерок». Что ж, у каждого своё видение.

Круто, что современный театр не ставит зрителя в определённые рамки, чётко и однозначно давая понять, какую именно эмоцию зритель должен испытывать в тот или иной момент. Тут нет границ, нет планов, нет правильных ответов.


Результаты фестиваля

Народное жюри, в которое вошли самые «верные» зрители, выбрали победителей в номинациях.

  • «Лучшая мужская роль» - Виталий Федоров, спектакль «Дед», реж. К. Кучикин.
  • «Сильнейшая эмоция фестиваля» - «РУБИRose», реж. А. Зверев, муз. руководитель Е. Кретова.
  • «Лучшая режиссура» - Александр Зверев, спектакль «In Your Head».
  • «Лучший спектакль фестиваля» - «Мифы народов мира», реж. М. Тычинин.

Кстати, театр отправляется в Санкт-Петербург на фестиваль «Точка доступа», где представит нашумевший в России спектакль Михаила Тычинина «Дознание». Сайт-специфик фестиваль «Точка доступа». В его рамках в городе покажут спектакли в необычных локациях: в парках, на улицах, в квартире, на рынке, на Финляндском вокзале. Считается, что одним из самых значительных событий фестиваля станет спектакль хабаровчан.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах