Сегодня - международный День борьбы с коррупцией. О том, как «опекают» бывших госслужащих и о других способах борьбы с мздоимством - интервью старшего помощника Дальневосточного транспортного прокурора советника юстиции Романа Белова.
- Роман Юрьевич, назовите самые распространенные нарушения, выявленные в ходе надзорной деятельности?
Значительная часть выявленных нами нарушений касается несоблюдения антикоррупционного законодательства при приеме на работу бывших государственных служащих, а именно неуведомления предыдущего работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, ранее замещавшим должности государственной или муниципальной службы, либо направления уведомлений с нарушением установленного действующим законодательством порядка.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Несоблюдение работодателем указанной обязанности образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего, совершение которого влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.
В 2013 – 2015 гг. по постановлениям транспортных прокуроров (на правах районных) к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечено 211 должностных и юридических лиц. Общая сумма штрафов превысила 11 млн. рублей.
По результатам рассмотрения внесенных руководителям предприятий и организаций представлений с некоторыми работниками расторгнуты трудовые (гражданско-правовые) договоры. В суд направлены исковые заявления об обязании исполнить требования закона, которые рассмотрены и удовлетворены.
Наиболее часто выявлялись нарушения при трудоустройстве бывших сотрудников органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ, в основном совершены организациями (их должностными лицами) осуществляющими деятельность в сфере промышленности и транспорта.
К примеру, таможенный инспектор Сахалинской таможни после увольнения с государственной службы принят на работу в коммерческую организацию. В ходе проведения Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что помимо трудоустройства в организации работник выполнял на условиях совместительства трудовые функции на двух других предприятиях.
В нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» ни одним из юридических лиц бывший работодатель государственного служащего о приеме последнего на работу не уведомлен.
Сахалинским транспортным прокурором руководителям предприятий внесены представления, по результатам рассмотрения которых направлены соответствующие уведомления, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
По постановлениям прокурора юридические лица и их руководители привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, в виде штрафов.
- А что вообще значит для органов прокуратуры «борьба с коррупцией»?
Сегодня, 9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Кроме того, приняты Федеральный закон «О противодействии коррупции» и ряд других законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в целях регулирования правоотношений в указанной сфере.
Для органов прокуратуры Российской Федерации указанное направление деятельности является приоритетным. Проверки в этой сфере проводятся на постоянной основе. Новизна подходов в работе в настоящее время заключается не только в выявлении и пресечении таких правонарушений, но и в их предупреждении и профилактике.
В текущем периоде 2015 года Дальневосточной транспортной прокуратурой выявлено более 850 нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Вскрыты случаи совмещения государственными служащими службы с предпринимательской деятельностью, участия в управлении коммерческими организациями, владения не переданными в доверительное управление ценными бумагами, несоблюдение служащими запретов и ограничений, а также неисполнение обязанностей, связанных со службой.
Установлены нарушения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», выразившиеся в ненаправлении бывшим работодателям уведомлений о принятии на работу служащих, либо их направление с нарушением установленных действующим законодательством сроков или порядка.
Прокурорами внесено свыше 350 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 450 должностных и юридических лиц.
Одной из мер по профилактике коррупционных правонарушений является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Мерами прокурорского реагирования приведены в соответствие с федеральным законодательством десятки нормативных правовых актов высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
К примеру, в постановлении администрации Магаданской области, регулирующем предоставление субсидий предприятиям автомобильного и воздушного транспорта в Магаданской области, содержались коррупциогенные факторы, что позволяло должностным лицам по своему усмотрению определять порядок возврата денежных неиспользованных средств в бюджет и совершать иные действия в отношении юридических лиц.
По результатам рассмотрения губернатором Магаданской области требования Дальневосточного транспортного прокурора об изменении нормативного правового акта, противоречащие закону положения из постановления исключены.
Противодействие коррупции невозможно без слаженной, системной и качественной работы правоохранительных органов.
Одним из основных направлений деятельности прокуратуры остается выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности, системных коррупционных схем и механизмов, в первую очередь, причинивших крупный имущественный ущерб, и совершенных лицами, в том числе обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные функции.
В текущем году правоохранительными органами на транспорте возбуждено, в том числе по результатам прокурорских проверок, 158 уголовных дел этой категории, из них 107 дел – по факту взяточничества. К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено свыше 50 лиц.
- Ну и такой вопрос. Чего нам ждать от прокуратуры в следующем году?
В 2016 году деятельность по противодействию коррупции останется для органов прокуратуры приоритетным направлением. Продолжатся проверки в отношении должностных лиц территориальных подразделений государственных органов в части достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств, осуществлении государственных закупок. Как и прежде значительное внимание будет уделено координации правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере в борьбе с коррупцией. Могу сказать точно, что работа прокуратуры будет носить комплексный подход.