Гостями нашей редакции довольно часто становятся бизнесмены. С ними мы обсуждаем самые злободневные проблемы предпринимателей Хабаровского края, которые, впрочем, не сильно отличаются от проблем российского бизнеса в целом.
С «Предпринимателем года» Иваном Загорским, руководителем Дальневосточного отделения Национальной ассоциации институтов закупок, общественным омбудсменом по закупкам в Хабаровском крае, мне хотелось поговорить о положительных моментах, всё-таки раз дают такие звания, значит, жив курилка-бизнес. Но так получилось, что беседа пошла о госзакупках. Нет, мы не стали осуждать коррупционеров, а попытались понять: почему хорошая в общем-то идея, хромает на обе ноги.
Где тонко?
Ксения Туртыгина, «АиФ-Дальинформ»: - В одном из предыдущих номеров я беседовала с уполномоченным по правам предпринимателей в Хабаровском крае Олегом Герасимовым. Обсуждали проблему, порождённую кризисом: госконтракты были заключены в 2014 году по одним ценам, а в 2015 году, когда доллар скакнул, бизнес оказался в ловушке. Выполнить контракт значило разориться, а не исполнить - оказаться в «чёрном списке». На тот момент ещё не было выработано конкретных мер, были лишь предложения, не имеющие силы закона. Какова сейчас обстановка?
Иван Загорский: - Антикризисные меры приняты, есть три постановления Правительства РФ, которые регулируют отношения в новых условиях. Отсрочка пеней, отмена штрафов, не включение в реестр недобросовестных поставщиков и так далее. Но проблема не решена окончательно, некоторые заказчики вынуждают поставщиков исполнять договоры. Их можно понять - для заказчика это последняя возможность получить нужный объём товара по ценам, соответствующим их финансовым лимитам. Скажем, некой бюджетной организации нужно 100 стульев, денег ей выдали по ценам прошлого года и она вынуждена крутиться. Надо на уровне правительства страны, региона искать выходы из этой ситуации.
- Если не брать кризис, то в целом система госзакупок неплоха, выгодна для бизнеса, хотя и есть в ней пробелы. Давайте поговорим о «тонких» местах, где рвётся.
- Проблемы две. Первая - краткосрочное планирование. Заказчик может проводить закупки только после получения лимитов бюджетных обязательств, и при этом он ограничен пределами финансового года. Лимиты становятся известными в октябре-ноябре, а времени - до 31 декабря. Поэтому приходится быстро-быстро формировать условия, находить победителя и заключать контракт. И не дай бог расторгнуть договор с подрядчиком - деньги заберут обратно в казну и выделят их лишь в следующем году, если вообще выделят. Что делать заказчику, ведь у него нет времени проводить повторную процедуру, а товар нужен? Было бы планирование на два-три финансовых года, этой проблемы не возникло бы. И шаги к долгосрочному планированию уже были сделаны, но ударил кризис, и все вернулись к годовому планированию.
Вторая проблема в том, что организация закупок заказчика, в большинстве случаев, возложена на сотрудника, для которого эта деятельность попросту несвойственна.
- А что в этом плохого? Человек уже вник в суть вопроса, он знает, как оформлять документы.
- В крае около четырех тысяч заказчиков, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и в каждом должен быть, так называемый контрактный управляющий, но такой должности в штатном расписании просто нет. Обычные врачи, учителя, сельские жители отучились две недели, точнее, прошлись по верхам, глубоких знаний за это время не получишь. Учтите, за эту работу они не получают доплату и от основных обязанностей их никто не освобождал.
Контрактный управляющий - конфликтная должность, он всегда в конфликте с подрядчиками, контролирующими органами, коллегами, которые могут быть недовольны качеством закупленного товара. Кто захочет работать в таких условиях?
Законом предусмотрена возможность вынести работу контрактного управляющего на аутсорсинг, то есть поручить её сторонним специалистам. Но денег на оплату их работы нет!
Дайте время
- Нельзя вынуждать заказчиков проводить процедуры закупок в сжатые сроки, нельзя проводить 10-20 аукционов или конкурсов в течение трех зимних месяцев. Нужно дать предприятиям возможность спокойно, вдумчиво подходить к формированию заказа, выявлять лучшего поставщика и - самое главное - иметь возможность провести аукцион повторно, если поставщик подвёл. Закон, кстати, обязывает заказчика провести экспертизу.
- А кто будет её оплачивать?
- Вот! У заказчика денег на неё нет. И это тоже проблема. Собственно, не нужно проверять сплошь весь товар, достаточно дамоклова меча: каждый поставщик должен понимать, что к нему могут придти и проверить наличие товара, его качество.
- Насколько, по-вашему, прозрачна процедура госзакупок?
- На стадии объявления и проведения торгов, всё разбирается под микроскопом. Заключили контракт - и будто чёрной пеленой всё затянуло. Какого качества, в какие сроки был поставлен товар, выяснить невозможно. Я нигде не могу посмотреть, как поставщик исполнил свои обязательства. Может, он в последний момент привёз плохой товар и вынудил заказчика подписать акт приёмки? Смотрите, 434 млрд. рублей составил региональный продукт в Хабаровском крае в 2014 году, из них 51% - это госзакупки. Мы живём от закупок, и в то же время мы не знаем, как расходуются эти деньги.
Ошибёшься - сожрут
- Советская система госснаба прекрасно работает за рубежом, перекроенная под рыночную экономику. Все закупки для нужд государственных организаций ведёт одна коммерческая организация. В США она называется «Бюро общих услуг». Покупает она большими партиями и этим удешевляет стоимость единицы товара. У неё есть склады, специалисты, которые методами научной логистики рассчитывают потребности государства в товарах. Всё устроено так, что английский чиновник к деньгам не прикасается, он пишет заявку, ему доставляют необходимое.
- И как контролируется деятельность такого закупочного центра?
- Подрядчик публикует все доходы и расходы без исключения. Не как у нас - это мы покажем, налоги покажем, а всё остальное - коммерческая тайна. Нет, там, если ты работаешь с государством, твоя деятельность должна быть абсолютно публичной. Контора обязана публиковать, сколько прибыли она инвестировала в свою страну. В Великобритании я не знаю, а в США, если твоя прибыль выше определенного порога, то всё, что сверху, ты обязан инвестировать в свою страну - построить ларёк, стадион, парк.
Заказчик также обязан публиковать все сведения: сколько, чего и в какие сроки получили. Очень важно, что все эти документы пристально изучают конкуренты. Стоит подрядчику допустить оплошность, купить что-то подозрительного качества, его тут же съедят конкуренты. Потому что работать с государством выгодно и очень многие хотят заполучить госконтракт.
Кроме того, за всеми этими действиями наблюдает конечный потребитель госуслуги - гражданин. Купили, скажем, для ремонта дороги асфальт, если он хорошего качества и строители поработали на совесть, все довольны. Если дорога как стиральная доска, гражданин может зайти на сайт и посмотреть, кто поставщик, кто строитель и написать жалобу.
- Да уж, особенно с нашими чиновниками, такими как Гроо. «Я не лезу в ваше телевиденье, вы не лезьте в мой асфальт!».
- Я не очарован заграницей, но там чиновник не посмел бы сделать такое заявление. Наша система госзакупок должна стать такой же прозрачной и открытой для контроля, как в Великобритании и США. При этом учтите, что их «Бюро общих услуг» построено на советской идее, у нас была система «Госснаб». Они взяли нашу бизнес-идею и воплотили её как надо. Почему бы не забрать её обратно?
Досье «АиФ-Дальинформ»
Иван Загорский. Кандидат экономических наук. Руководитель Дальневосточного отделения Национальной ассоциации институтов закупок. Темой закупок занимается с 2007 года. Автор учебных пособий и статей в сфере закупок.