Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1, на котором с 27 июля введена процедура конкурсного производства, в середине месяца претерпело еще одно потрясение, которое на этот раз касается уже всех без исключения работников предприятия. 15 августа все работники ХПАТП №1, 1230 человек, получили уведомление об увольнении в связи с сокращением.
Проблема с историей
Решением краевого Арбитражного суда от 27 июля МУП «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1» признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства. Сразу же после этого к Василию Остапенко, председателю профкома предприятия, стали обращаться рядовые сотрудники с просьбами принять решительные меры по спасению их рабочих мест. После 15 августа поток этих просьб, вкупе с полной деморализацией коллектива, который уже в ноябре (то есть через 3 месяца, как по закону и положено) 2016 года окажется на улице с мизерным выходным пособием и туманными перспективами трудоустройства, стал еще больше.
- Мне за державу обидно, что дожили до такого, - восклицает Остапенко, - И.о. директора предприятия, Алексей Деменок дал в СМИ интервью, сказав, что эти уведомления – чистая формальность и что все работники предприятия будут переведены на новое, когда оно будет открыто. Я ему не верю. У нас несколько пассажирских предприятий в разное время были ликвидированы, а коллективы присоединили к ХПАТП №1. Но нет ни одного предприятия, которое бы прошло процедуру банкротства и продолжило бы функционировать, жить. И к кому нас «присоединят», ведь мы – единственное муниципальное предприятие, осуществляющее автобусные пассажирские перевозки по городу?
В пример лидер профсоюза приводит завод «Дальдизель», который был продан, чтобы рассчитаться с кредиторами, за 315 млн рублей. У ХПАТП-1 долги, образовавшиеся из-за социальной программы, когда МУП перевозило льготников, достигли 300 млн. После того, как прошла первая монетизация льгот, вспоминает В. Остапенко, был пикет у Белого дома, пенсионеры перекрывали улицы. После этого Виктор Ишаев, бывший на тот момент губернатором Хабаровского края, ввел единый социальный проездной билет с неограниченным количеством поездок. Но муниципальным перевозчикам возмещение шло только за 32 поездки, а люди-то наезжали в месяц гораздо больше. В результате транспортники работали себе в убыток. Тариф за проезд сдерживался, а все остальные тарифы росли – топливо, электроэнергия, коммуналка.
- Затем, - продолжает Василий Тимофеевич, - мы выполняли муниципальный заказ, обслуживали 36 маршрутов, из которых более 20 – крайне убыточные. Например, на 48-м маршруте за 10 часов работы автобус выручал 410 рублей. Для пенсионеров льготы были выгодны, а для нас нет. Зарплата у наших работников не ахти какая. Водитель получает максимум 30 тысяч, кондуктор – 15. У коммерсантов, по моим сведениям, есть белая зарплата – 10 тыс. и серая – 60-70 тыс. У нас за прошлый год было 370 млн налогов, а частники заплатили 37 млн. И никто не принимает меры.
Надежда на власти?
Профсоюз подал информацию о сокращаемых работниках в службу занятости – на этом настояла прокуратура. Естественно, такой шаг не мог пройти мимо внимания коллектива. Люди и так на грани, не знают, кому верить: бумагам о предстоящем сокращении или заверениям руководства, что всё это «чистая формальность».
- Трудовой коллектив очень возбужден, постоянно ко мне обращаются. Я говорю им, что пока работаем, нам отпущено 3 месяца до 15 ноября, вот этот период будем бороться за выживание, - говорит В. Остапенко. - Народ – мина медленного действия, сегодня-завтра взорвется.
Лидер профсоюза всерьёз опасается того, что предприятие будет выкуплено сторонним человеком, как в своё время господином Мазурским был выкуплен автовокзал за 150 мнл, грузовые хозяйства, комбинаты. В связи с предстоящим сокращением профком направил обращения в Законодательную думу Хабаровского края.
- Нашей проблемой занялась КПРФ, которая предложила мне повести пикет перед зданием администрации. Зампредседателя думы и глава комитета по транспорту Матвеев пообещал поднять этот вопрос на первом после каникул заседании, - продолжает Василий Тимофеевич. - Также он составил обращение на имя мэра и губернатора. Во-вторых, я отправил обращение Путину, почему бы и нет? И уже получил ответ, что оно рассматривается и будет передано правительству края.
Но с каждым днём обстановка в коллективе накаляется всё сильнее. Народ, по словам Остапенко, уже готов идти «на баррикады», объявлять забастовку. Лидер профкома отговаривает их от крайних мер.
- Если мы пойдём на забастовку, проблему это не решит, а коммерсанты займут наши маршруты. В 2007 году мы делали предупредительную забастовку, а в 2000 бессрочную, еще при старом мэре, и это помогло. Но тогда коммерческие перевозки не были так развиты. Сейчас моя цель – защитить коллектив. Надо верить властным структурам, надо дождаться ответов от думы, губернатора, мэра. Тем более, есть информация, что будет организовано новое предприятие и работники перейдут туда, - закончил профлидер.
Неопределённое будущее
Итак, уже гарантированно несколько сотен квалифицированных водителей и ремонтников, а с ними управленцы, кондукторы окажутся ни с чем. Нельзя предугадать, найдут ли они до зимы работу или их ожидает голодный Новый год. Возможно, за три месяца на обломках ХПАТП-1 будет организованного новое муниципальное предприятие. Возможно, большую часть старого коллектива возьмут туда на работу. Но всё это «возможно», твёрдой уверенности у людей нет ни в чем.
Профсоюз сдерживает рабочий коллектив от активных действий – забастовки, митингов, надеясь, что ситуация разрешится сама собой. Отчасти Василий Остапенко прав, ведь все предыдущие митинги и акции протеста завершились ничем. Зарплату рядовым сотрудникам не повысили, условия труда не улучшили.
Однако надеяться, что «всё рассосётся» тоже не стоит. По нашей информации в такой же ситуации оказались и сотрудники МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Хабаровска. Они также получили уведомления о сокращении с 17 ноября, за подписью конкурсного управляющего В. Игнатова (документ имеется в распоряжении редакции). Уже известно, что сотрудникам пенсионного возраста альтернатив, кроме выхода на заслуженный отдых, не предложили. Работникам помоложе туманно пообещали «перспективы трудоустройства». Возможно, сотрудникам обоих предприятий всё-таки стоит вчитаться в Трудовой кодекс и вспомнить, что Федерация независимых профсоюзов утверждает «право на забастовку, наряду с правом на создание профсоюзов и коллективные переговоры, фундаментальным правом трудящихся» (из совместного обращения Федерации независимых профсоюзов России и Конфедерации труда России).
Пока ясно одно – два муниципальных перевозчика, единственные в Хабаровске, обанкротились и сокращают персонал. Означает ли это, что в городе в принципе исчезнет муниципальный общественный транспорт и на маршрутах будут работать лишь коммерсанты? Которые, к слову, по новому законодательству получили право самостоятельно устанавливать цену на проезд.
Комментарий у и.о. начальника управления транспорта администрации Хабаровска Сергея Суковатого получить пока не удалось: он не берёт трубку ни на рабочем телефоне, ни на мобильном.
автор Михаил Федорченко