Кризис муниципального транспорта в Хабаровске не проходит с середины 1990-х. Еще при прежнем мэре Павле Филиппове муниципалов лихорадило, предприятия несли убытки, водители и кондукторы находились в жесточайшем противостоянии с мэрией. Шумные собрания коллективов, работа на грани забастовки. Теперь очередной пик. И речь в очередной раз зашла о том, что стоимость проезда в общественном транспорте Хабаровске вырастет. Это вопрос почти решённый. Иначе, считают в мэрии, под вопросом окажется сам факт существования муниципальных перевозчиков. «АиФ-Дальинформ» разбирался, с какой реальностью придется столкнуться пассажирам.
Спорная разница
Стоимость проезда в общественном транспорте – социальный показатель. Повышение её даже на рубль всегда провоцирует возмущение. Поэтому цену на проезд держат не просто в узде, её вообще на волю не выпускают. Точнее, не выпускали.
Устанавливаемая комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края стоимость проезда долгие годы значительно отставала от реальной. Перевозчики об этом говорили, но в эпоху единого социального проездного билета выпадающие доходы им (частично – по мнению перевозчиков) компенсировали перевозку льготников и эти деньги помогали сводить баланс. Коммерсанты поддерживали муниципалов, но не слишком активно. Почему? Послушайте мэра.
- 460 единиц коммерческого транспорта в год выплачивают 29 миллионов рублей в виде налогов. А муниципальный транспорт - 260 автобусов и около 100 трамваев и троллейбусов – 340 миллионов рублей налогов! – эти цифры Александр Соколов, мэр Хабаровска, привёл на недавней пресс-конференции.
Откуда такая разница? Ну вы же не маленькие, наверняка догадаетесь.
Помимо прочего, муниципалов подрубала перевозка льготников. Точнее, разница между компенсацией затрат на их перевозку из бюджета и реальными тратами. Существование этой разницы косвенно подтверждает сумма, которые теперь выплачивают льготникам вместо ЕСПБ: от 310 до 440 рублей. При 20 рублях в одну сторону, имеем норматив от 15,5 до 22 поездок в месяц. Понятно, что по единому проездному люди ездили чаще. Но насколько льготники превышали норматив – доподлинно установить сложно. Впрочем, мэрия не теряет надежды через суд вернуть разницу в кассу перевозчиков.
- У предприятий (муниципальных перевозчиков – ХПАТП-1 и трамвайно-троллейбусного управления – прим. авт.) накоплено 560 миллионов убытков. Надо выводить предприятия на рентабельность. Нужно понимать, что если не будет экономически обоснованного тарифа, то не будет и нормальной услуги по перевозкам. Помимо экономических мер по оздоровлению, будем взыскивать с госструктур недоплаченные за перевозку льготников деньги, - заявил мэр Хабаровска.
Дадут волю
Так какова же она – реальная стоимость проезда? Это станет известно в марте.
- Себестоимость проезда меняется месяц от месяца, - пояснил Николай Илющенко, начальник трамвайно-троллейбусного управления. - Осенью я платил по 5,5 – 6 млн рублей за электроэнергию, а в декабре заплатил 11 млн. Понятно, что в декабре себестоимость будет выше. Есть средневзвешенная годовая затратность, но её мы посчитаем только к марту, когда станут известны итоги года в целом. Предварительно, но не точно, могу сказать, что реальная стоимость проезда – около 30 рублей.
Александр Соколов называл другую цифру – около 27 рублей. Скорее всего, градоначальник говорил о некой средней величине по всем видам общественного транспорта. Впрочем, уже ясно, что к лету билеты подорожают и довольно значительно.
Напомню, что с января 2015 года вступили в силу изменения в ФЗ-220, разрешающие части перевозчиков самостоятельно устанавливать цену на проезд. Этим летом в Хабаровске впервые общественный транспорт поделят на две категории – с регулируемым тарифом и свободным ценообразованием. Скорее всего, муниципалы останутся подконтрольны комитету по ценам и тарифам, а с коммерсантов узду снимут. В Москве, успокоили нас столичные коллеги, где тарифы на маршрутках не регулировались никогда, цены в них даже ниже, чем у муниципалов. В любом случае «АиФ-Дальинформ» не оставит без внимания тему перевозок.