Примерное время чтения: 4 минуты
208

Автобусы Хабаровска: станция «Конечная»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ Дальинформ» №51 16/12/2015
Александр Сутурин / АиФ

Оба муниципальных перевозчика Хабаровска – ХПАТП-1 и «Хабаровское трамвайно-троллейбусное управление» - подали на банкротство. Предприятия и раньше работали «в минус», но их выручали деньги, перечисленные за перевозку льготников. Сейчас льготники ходят пешком.

Дырки из-за недоимки

Власти Хабаровска пообещали, что перебоев в работе общественного транспорта не будет.

- В процессе процедуры банкротства, которая 7 декабря была инициирована ХПАТП-1 и ХТТУ, не доставит пассажирам неудобств. Транспорт выполняет и будет выполнять все перевозки в прежнем объёме и по прежним маршрутам, - заверил Сергей Афанасьев, заместитель мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами. - Более того, в бюджете города на следующий год запланированы деньги на приобретение нового подвижного состава для транспортников. 

Задолженность муниципальных транспортников составляет почти 560 миллионов рублей. Накопилась она из-за… льготников. Помните, как каждый год перевозчики говорили: нам недоплачивают за льготников, сумма компенсации из федерального и краевого бюджетов меньше реальных затрат? По подсчётам муниципалов, за много лет они недополучили более десяти миллиардов рублей. С 2009 года ХПАТП-1 и ХТТУ через суд пытались возместить затраты, но им выплатили только 1,3 млрд рублей.

Благодаря компенсациям из бюджета раньше им удавалось сводить концы с концами (судя по костюмам директоров, неплохо сводили – прим. ред.). Монетизированная льгота обрушила экономику обоих предприятий. Автобусники потеряли 18% прибыли, ТТУ – 27%, падение почти катастрофическое, учитывая подъём цен на топливо и комплектующие.

- Процедура банкротства позволит заморозить кредиторскую задолженность, - пояснил С. Афанасьев. – Параллельно на предприятиях начнётся процесс снижения затрат. К 1 марта 2016 году специалисты ТОГУ представят анализ загруженности и востребованности городских автобусных маршрутов.

Анализ нужен для того, чтобы убрать лишние автобусы с линии или вообще закрыть маршрут. Судя по блиц-опросу на остановках, именно этого опасаются многие хабаровчане.

- Будут пускать один автобус в час или закроют невыгодные маршруты. На такси не наездишься, дома сидеть? – таким получилось обобщённое мнение пассажиров.

Туз в бардачке

Коммерческие перевозчики заявили, что «не ощущают прироста пассажиропотока». Как мы писали ранее, суммы компенсации, установленные в крае, далеки от реальных затрат на проезд. Напомним, многодетные получили по 310 рублей на ребёнка, пожилые – по 420 рублей в месяц. Ездить можно, но нечасто. Потому и ходят автобусы полупустыми, потому и нет прироста у коммерсантов.

Фактически количество платёжеспособных пассажиров осталось прежним. Плюс муниципалы потеряли фору (компенсации из бюджета) в конкурентной борьбе с коммерсантами. У последних, кстати, есть серьёзный козырь – «серые» зарплаты и, особенно на маршрутках, символическая отчётность по количеству перевезённых граждан.

Маршрутки – это вообще бич современной России. И без них трудно, и с ними непросто. Нарушают правила почем свет стоит, но, кажется, власти взялись за них. Так, на минувшей неделе резко уменьшилось количество маршрутных такси под номером 60 («Комсомольская площадь – аэропорт»). Администрация города приняла решение расторгнуть договор с индивидуальным предпринимателем Рябцевым С.Н., в маршрутках которого регулярно замечали стоящих пассажиров.

- По линии «Комсомольская площадь –аэропорт» ходят 25 маршрутов, а это 330 транспортных единиц. На качестве обслуживания хабаровчан уход одного перевозчика не отразится, - уверен Сергей Суковатый, и.о. начальника управления транспорта мэрии Хабаровска.

По этому же маршруту, кстати, ходит и троллейбус №1. Контролирующие органы пообещали проводить рейды дважды в неделю. Предположу, что Рябцев стал первой ласточкой.

 В завершении скажу: у меня нет ни одной причины полагать, что эти усиление контроля за качеством коммерческих перевозок и банкротство ХПАТП-1 и ХТТУ взаимосвязаны. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах