Инициативных людей с оригинальными идеями в нашем регионе хватало всегда, вот только тормозит всё вечная проблема - финансирование. Решить этот вопрос и объединить стартаперов и инвесторов взялись такие же новаторы, прошедшие «все круги» поиска финансирования проектов.
От идеи до гиганта отрасли
В Хабаровском крае за прошлый год, по информации Хабаровскстата, зарегистрировано 2157 малых предприятий. Именно такие предприниматели, по мнению экономистов, - главный локомотив экономики. Ведь это только поначалу «малые», потом - средние, а затем вполне могут дорасти и до крупных гигантов.
Особую нишу среди малых предприятий занимают инновационные стартапы. Стартапом принято называть не столько бизнес, сколько идею для бизнеса, которая в перспективе может или сработать, или не сработать. То есть, по сути, стартап денег не приносит, особенно на первоначальном этапе. Поэтому такие инвестиции считаются высокорискованными, и инвесторы вкладываться в них не торопятся. Зато если уж стартап «выстрелит», то вложенные средства окупятся быстро и чаще всего в кратном размере.
Для примера, самые известные стартапы - это ставшие привычными нам соцсети Фейсбук и Инстаграм. Они начинались с идеи одного человека, и вкладываться в них никто не желал поначалу. Теперь это гигантские корпорации, которые генерируют колоссальную прибыль.
При этом всего в мире, рассказывает стартапер Дмитрий Богданчиков, выживают около 2% стартапов. И это нормальное соотношение, по его словам - таков мировой уровень выживаемости малых инновационных предприятий.
«Идея всегда должна решать какую-то «боль» человека, - уточняет Дмитрий Богданчиков. - То есть вот я вижу проблему и предлагаю её решение. Например, мне самому не хватало электровелосипедов. И я с командой единомышленников решил создать такое устройство. Но у нас получилось так, что мы не подумали о потребителях. Стоимость нашего электробайка составила около 60 тысяч рублей. Для россиянина это значительная сумма, и о такой покупке наши соотечественники несколько раз подумают. Зато когда мы предлагали свою идею немцам или американцам, то они готовы были заплатить, а значит, и рискнуть своими деньгами гораздо легче. Это всё, кончено, говорит и об уровне жизни в разных странах. Но именно так и проверяются стартапы. Если вам готовы будут платить за то, как вы решаете чью-то «боль», значит стартап пойдёт».
Волшебное ускорение
Ещё одна проблема российских стартапов, рассказывает Дмитрий Богданчиков, в том, что потенциальные инвесторы не готовы рисковать своими деньгами.
«Американские компании могут планировать на 10-15 лет, а японские - на все 300, и это не шутка, мне известна корпорация с таким планом развития. Наши же предприниматели могут строить планы максимум на 3-5 лет, и то со значительными оговорками. Грубо говоря, предпринимате ли в России не защищены так, как в других странах, и никто не даёт инвестору гарантию того, что через некоторое время законодательство или политическая обстановка не изменится так, что все вложенные деньги потеряются», - рассуждает Дмитрий Богданчиков.
Тем не менее, новаторы и стартаперы в России есть. Большинство из них сосредоточено в центральной России: там больше возможностей для таких предпринимателей, акселераторов для них. Акселератор, поясняет Богданчиков, - это такое место, где идею стартапа «разгоняют»: собирается группа экспертов вместе с новатором и просчитывает
будущее стартапа. По сути, за время прохождения через такой акселератор потенциальный предприниматель уже может понять - сработает его идея или нет.
Помимо экспертных советов, оценок, потенциальный пока ещё стартапер получает и возможность встретиться с инвесторами.
«Работает это очень просто. В том самом акселераторе «тусуются» стартаперы. Все они зарегистрированы, эксперты помогают им лучше упаковать и просчитать идею. А потом в акселератор обращаются потенциальные инвесторы. И они могут чуть ли не по списку посмотреть, какая идея им нравится больше и какую команду им хотелось бы поддержать, - продолжает Дмитрий. - Тут же, благодаря экспертной помощи, инвестор чувствует себя более защищённым: мол, он не вкладывается в ребят «с улицы», а работает с зарегистрированными командами, которые под кураторством экспертов потратят вложенные средства по назначению. Конечно, со своей стороны эксперты объясняют инвесторам риски такого вложения. Новаторы, в свою очередь, нигде больше не получат такую возможность встретиться сразу с несколькими потенциальными инвесторами».
Во Владивостоке первый акселератор работает на базе технопарка «Русский». Следом такая же площадка откроется в Хабаровске.
«Во Владивостоке чуть быстрее идёт всё, чем у нас, - признает Дмитрий Богданчиков. - Но у руководства Хабаровского края есть понимание проблемы и желание развивать инновационное предпринимательство. И надеюсь, что наши ребята смогут выйти на новый уровень со своими идеями».