У предприятия просто нет столько автобусов - несколько десятков машин проданы в счёт погашения долгов обанкротившегося ХПАТП-1.
Налоги, а затем смерть
Итак, предыстория. Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1 существовало… сколько я себя помню. Работало оно и в тот период, когда действовал единый социальный проездной билет - документ, который перевозчики до сих пор винят во всех своих бедах. По этому билету можно было ездить сколько угодно, учёта количества поездок и, соответственно, общей реальной суммы компенсации, положенной перевозчику, никто не вёл.
Наверняка многие помнят суды, в которых ХПАТП-1 и мэрия пытались доказать, что полученная из краевого бюджета компенсация лишь частично покрывает фактические расходы на перевозки льготников. А между тем финансовые проблемы у перевозчики росли, росли и однажды выросли: в конце прошлого года предприятие объявили банкротом, часть его имущества передали новообразованному МУП «ГЭТ», часть уже тогда пошла с молотка.
«Долги ХПАТП-1 оказались двух видов: задолженность по налогам и долг по зарплате. Налоговая инспекция была категорична и потребовала уплату налогов объявить приоритетной, важнее выплаты зарплаты. Мэрия пыталась через суд отстоять имущество, хотя бы автобусы, но в итоге предприятие обязали уплатить налоги, - объяснила «АиФ-Дальинформ» заместитель начальника управления транспорта администрации Хабаровска Ольга Симакова. - Конкурсный управляющий начал продавать имущество. В итоге практически весь автобусный парк уходит с молотка, в собственности у МУП «ГЭТ» остаются 23 недавно купленных мэрией газовых автобуса. Их хватает только на обеспечение перевозок по маршруту № 1».
Уточню, что трамваи и троллейбусы остаются в полном составе - они не принадлежали ХПАТП-1, а числились за тоже канувшим в лету «Трамвайно-троллейбусным управлением».
День Д
Так что же будет 1 апреля? Транспортный, как любят говорить мои коллеги, коллапс?
«На маршруты выйдут коммерческие перевозчики. У нас есть договорённость с коммерсантами: они возьмут на работу сокращённых водителей и кондукторов, работавших в «Горэлектротранспорте». Работа общественного транспорта не прекратится», - заверила Ольга Симакова.
Правда, водители и кондукторы, годами работавшие за «белую» зарплату, со всеми соцгарантиями, не рвутся в коммерческий сектор. У людей есть реально опасение, что там у них не будет ни таких же зарплат, ни нормального отпуска.
Лично у меня, как у пассажира, другие опасения. Муниципальный перевозчик по отношению к коммерческому - не конкурент, а противовес. Напомню, все муниципалы работают на маршрутах с регулируемыми тарифами. То есть стоимость проезда они обосновывают перед комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края и могут менять её лишь раз в год. Коммерсанты же пользуются правом устанавливать такую цену за проезд, какую захотят. При этом закон ни в чём их не ограничивает: если, грубо говоря, утром коммерсант возит людей за 25 рублей, в обед повышает до 30, а вечером потребует 35 - никто его не накажет. Это его право.
Написала предыдущий абзац и в ушах зазвучал голос «начальника транспортного цеха» Сергея Суковатого: «Рынок сам себя отрегулирует!» Ага, свежо предание. В январе этого года одна из представительниц коммерческого сектора уверяла, что не собирается повышать стоимость проезда. А меньше чем через неделю в её автобусах подняли цену на 5 рублей.
«Вы смотрите не по принадлежности автобусов, а по типу маршрута: с регулируемым или с нерегулируемым тарифом. Коммерческие перевозчики в том числе получат и маршруты с регулируемыми тарифами, то есть на этих маршрутах им также, через комитет придётся экономически обосновывать тариф и менять его не чаще раза в год», - немного успокоила Симакова.
Но как узнать, по какому маршруту идёт тот или иной автобус? Полный список есть у комитета по ценам и тарифам. В ближайших номерах мы обязательно его опубликуем.