Пригородные речные перевозки в Хабаровске опять начинаются со скандала. ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» («АПП»), которое возит дачников на левый берег, хочет получить деньги из бюджета, ещё не приступив к работе на линиях.
Дача кормит
ЗАО «АПП», образованное три года назад - дочернее предприятие ОАО «Амурское пароходство», входящего в RFP Group, один из ведущих лесопромышленных холдингов России. То есть в масштабе столь крупной компании перевозка хабаровских дачников - вроде блохи на собаке. Много денег с садоводов-огородников, в большинстве своём пенсионеров, не возьмёшь. И открыто отказаться нельзя: огороды у людей не для посиделок с шашлыком, а для прокорма. В лучшем случае получим массовые пикеты, в худшем - даже думать не хочется.
Андрей Слободенюк, начальник управления транспорта администрации Хабаровска, напомнил, что по закону городские власти обязаны организовать внутригородские пассажирские перевозки, в том числе и по реке.
«С «Амурскими пассажирскими перевозками» мы начали работать с октября, как закончилась навигация. Нужно согласовать расписание, маршруты и прочие моменты. Но ответ пришёл недавно, в ультимативной форме речники потребовали проавансировать их. Только на таком условии они согласны начать подготовку к навигации», - рассказал начальник управления.
Цена вопроса, как удалось выяснить, 8 миллионов рублей, аванс нужен «АПП», по словам их представителей, на закупку дизелей и ГСМ. А общая сумма «выпадающих доходов» предприятия, судя по прошлым годам, - почти 20 млн рублей. Возмещение этих убытков речники требуют у мэрии. При этом до сих пор предприятие не предоставило экономическое обоснование столь серьёзной суммы.
Тариф - вопрос социальный
«Конечно, пассажиропоток упал по сравнению с прошлыми годами. Сравним: 2012 год - 440 тысяч человек перевезено, в 2014 - 230 тысяч. Много брошенных дач, но есть и те, кто никогда не оставит свой участок, - продолжает Андрей Слободенюк. - Потому мы и предлагаем «Амурским перевозкам» обсудить расписание. Я лично видел, как на теплоходе уезжал всего один пассажир, в то время как другой маршрут ждала сотня человек. Может, имеет смысл пустить теплоходы по замкнутому маршруту, как трамваи - чтобы люди не пытались все одновременно сесть на первый или последний рейсы».
Пока неизвестно, какой будет стоимость проезда на речном трамвайчике. В навигацию-2014 комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края утвердил повышение стоимости в 2,3 раза. Речники просили в 3,6.
«По закону у перевозчика есть право самостоятельно устанавливать тариф. Однако, понимая, что дачные рейсы имеют социальную значимость, обращается в комитет по ценам и тарифам. Цена этого года пока неизвестна», - уточнил Андрей Владимирович.
Так будет ли дачная навигация в 2015 году? Начальник управления транспорта твёрдо пообещал: будет обязательно, городские власти делают для этого всё. «АиФ-Дальинформ» продолжает следить за ситуацией.
КСТАТИ
Мысль о том, что пора уходить от диктата компании, которой интересна в первую очередь прибыль, давно витает в воздухе. Пыталась ли мэрия уйти от диктата «АПП»? Организовать МУП, по типу автобусного, или привлечь бизнес? Проговаривалась эта идея, но экономисты просчитали и сказали, что невыгодно, ответил Андрей Слободенюк.
«Нужны значительные вложения во флот, нужно создавать материальную базу. Срок окупаемости слишком большой. Бизнес тоже не идёт, поскольку хабаровчанам, за исключением дачников, левый берег не интересен. Плохо влияет сезонность бизнеса», - сказал начальник управления транспорта.
Странно, что всё это происходит в крае, где есть судостроительные заводы. Мы вполне можем построить собственный речной флот и возить не только дачников, но и туристов.