Одно и то же событие может быть и закономерным, и не поддающимся логическому объяснению. Гибель солдата на войне - закономерность, гибель в мирное время - чрезвычайное происшествие. Смертельные случаи на учениях чаще всего объясняют браком военной техники, а суициды - несчастной любовью или конфликтами с сослуживцами. Каждый раз после очередного «инцидента» в частях Восточного военного округа, остаётся вопрос: куда смотрели отцы-командиры?
О том, почему некоторым солдатам нельзя доверять оружие, зачем армии дома культуры, а также о мифах контрактной службы мы беседуем с Валентиной Решёткиной, председателем краевого общественного движения «Комитет солдатских матерей».
Осторожно: Б4!
- Валентина Васильевна, на что сейчас жалуются чаще всего солдаты и их родные?
- Года три назад, когда министром обороны России был Сердюков, у нас было очень много жалоб по поводу дедовщины - 50-60 в месяц, в этом году - 3-5. Зато стало больше жалоб по поводу госпитализации. Мамы приезжают к заболевшим солдатам, потом кидаются к нам. Мол, палаты переполнены, кормят плохо, ремонт в госпитале годами не делался. Недавно мы выезжали по такому обращению в госпиталь Анастасьевки. И подтверждений жалобе не нашли. Да, койки двухъярусные, но учитывая, сколько медчастей было сокращено, неудивительно. Еда и в обычной гражданской больнице редко вкусной бывает. Мамы хотят, чтобы всё было чуть ли не как дома, но такого не будет никогда.
- Каждую призывную кампанию военкоматы жалуются: здоровых молодых людей почти нет. Так ли это?
- Здоровье призывников ухудшилось и виной тому родители. До 14 лет государство обязывает родителей водить ребёнка по врачам. После 14 лет он уже может ходить сам, но, естественно, сам не пойдёт. А маме проще в интернете посмотреть, какую-то таблетку дать. Самолечение стало совершенно привычным явлением.
Когда приходит срок служить, спохватываются «Да он же у нас больной!». Однако чтобы получить отвод от службы в армии по медицинским показателям, слов мало, должны быть документы. Человек должен был минимум три раза в год обращаться к врачу по одному и тому же заболеванию. Много таких дотошных родителей вы знаете? В сельской местности врачей вообще нет, есть ФАПы - фельдшерско-акушерские пункты. Фельдшер не назначает лечение, только направляет в районную поликлинику. А часто деревенские в район ездят?
В результате в армию приходит молодёжь больная. Мы ездили в воинские части, 85% солдат относятся к категории Б3 и Б4. Четвёртая группа нервно-психической устойчивости - Б4 - означает, что вероятность нервного срыва у пациента настолько высока, что в экстремальной ситуации он точно сорвётся. В бой он пойдёт, но в казарме в условиях тесного проживания будет вести себя агрессивно. Сами посмотрите на молодёжь: не умеют общаться, формулировать мысли, разговор ведут на матах.
Проще повеситься
- То есть проблемы общества в армии лишь собираются в фокус?
- Конечно! Посмотрите, что творится в школах. Школьник может пожаловаться маме, да и внимания к ученикам больше. В армии всё сложнее. Группа молодых, зачастую неуравновешенных людей круглые сутки находится за забором в одном и том же коллективе. Одни решают проблемы кулаками. Тем, кто послабее в физическом и моральном смысле, легче пойти и повеситься или взять автомат и всех перестрелять.
Министр здравоохранения России Голикова озвучила такой вывод: наша молодёжь остаётся в психическом развитии на 5-7 лет от своего паспортного возраста. Посчитайте, кого мы отдаём в армию - 13-14-летних!
- Может, стоит отцов-командиров жёстче призывать к ответу за гибель солдат?
- У командира задач нарезано - немеряно. Он не должен заниматься личным составом, на это у него есть замы. Но, к сожалению, господин Сердюков в своём желании избавить армию от «несвойственных ей функций», зашёл слишком далеко. Раньше в каждой бригаде, полку, батальоне, роте был зам по воспитательной работе и психолог, которые приглядывали за солдатами. Сейчас на бригаду в 2,5 тысячи человек приходится один психолог.
Были дома культуры, где для личного состава устраивали концерты, военнослужащие участвовали в самодеятельности. Это необходимая психологическая разрядка для людей, находящихся в условиях казармы. Где это всё?
Так получилось, что после всех этих сокращений, часть функций воспитателей перешла на комитеты солдатских матерей. Мы выезжаем в части, беседуем с солдатами, устраиваем для них концерты. Вот недавно отмечали день основания посёлка Сидима. Договорились с командованием и администрацией, пригласили солдат, попросили их сделать несколько номеров для праздника, привезти полевую кухню. Праздник удался на отлично, довольны были все: и местные жители, и солдаты.
Контрактная служба - не мёд
- В большинстве стран основу армии составляют профессиональные военные - контрактники. Правда, посмотришь, что творится в «Млечнике», даже за большую зарплату служить не захочешь.
- Большинство молодых людей, подписавших контракт, понятия не имеет о профессиональной армейской службе. Мальчишки смотрят на офицеров-контрактников и думают: он дома ночует, зарплату неплохую получает, и я также буду! Они не знают, что офицер в 6 утра уже на службе, домой возвращается в 12 ночи, живёт на съёмной квартире ещё с несколькими сослуживцами. Если полк боевой готовности, то в нём постоянно должны находиться 50% личного состава. О выходе в город можно надолго забыть.
Многие контрактники в первые месяцы службы пребывают в эйфории от финансовых перспектив. Набирают кредиты, покупают дорогой телевизор, машину, ещё что-нибудь. Но кредит надо выплачивать, а зарплата оказывается не такой большой. Где-то запили - всякое бывает, на службу опоздали - премии лишили.
Из-за безденежья и неустроенности быта не складываются отношения с женским полом. Раньше девушки были готовы начинать вдвоём с нуля, мотаться за мужьями по гарнизонам. Сейчас таких почти не осталось. Вспомните того офицера, который убивал женщин под Князе-Волконкой. Выяснилось, что он три раза был женат и все жёны бросили его. Вот он и начал мстить всем женщинам.
- Неужели и дальше армия будет состоять из срочников, которым только сапёрную лопатку можно доверить, да контрактников с кучей проблем?
- Этот период просто нужно пережить. Сейчас в армии служат дети родителей, чья молодость пришлась на 90-е годы. Тогда курящая и пьющая беременная была привычным явлением, вообще молодые люди злоупотребляли алкоголем. Думаю, лет через 15-18 в армию придут по-настоящему крепкие парни, чьи будущие родители сейчас стали активно заниматься спортом, понимают, что здоровый образ жизни - это действительно круто.
Двадцать лет назад, когда я пришла в комитет, на острове Русский умирали солдаты, в Анастасьевке солдаты голодали, офицеры не получали пайки месяцами. Сейчас всё кардинально изменилось. Внимания к нуждам военнослужащих стало гораздо больше.