Нанайский район Хабаровского края отметил 80-летие. На большой праздник в районный центр - село Троицкое, собрались жители всех 14 поселений. Стадион, где развернулись основные события, вместил гостей из Комсомольского района, Хабаровска и КНР.
На 245 км вдоль Амура растянулись просторы многонационального района. Нанайцы спокойно уживаются с удэгейцами, русскими, белорусами и украинцами. Поддерживают друг друга в будни и во время праздников.
Дрова не для соседа
- Район живёт независимо от того, что произошло в прошлом году, - начал наш разговор с наболевшей темы наводнения Аркадий Дачкин, замглавы Нанайского района. - На сегодня уже строится 63 дома в селе Джари для пострадавших. Это будет большой микрорайон на высоком месте, который никогда не достанет вода. Есть среди пострадавших те, кто, получив сертификат, уехал в Приморье, Сибирь, Краснодарский край. Но таких немного. Остальные переселились в пределах района. К примеру, из посёлка Славянка, который был практически полностью в воде, в села Троицкое, Лидогу, Маяк.
Самобытный народ, чьи предки испокон веков жили на дальневосточной земле, рыбачили на Амуре и охотились в тайге, вынуждены приспосабливаться сейчас к новым условиям, и законам, но никак не могут понять, кто мог придумать квоты на рыбу и на дрова.
90% жителей района отапливают свои жилища дровами, которые сами себе и добывают. Однако деляны находятся на расстоянии 100 км и больше от сёл, да ещё согласно новому Лесному кодексу РФ, который вступил в действие с 1 января 2007 года, каждый рубит себе сам.
- Это сейчас большая проблема, - признался замглавы. - Теперь сосед соседу заготовить дрова не может. Закон это запрещает. Понятно, когда тебе 30-40 лет, а когда 70-80, а если в семье вовсе нет мужчины… Приходится ухищряться разными способами. Хорошо, что контролирующие органы с пониманием относятся, и где-то идут навстречу. Что делать? Но с 2015 года нас собираются газифицировать. Ведь уже почти 10 лет как вдоль района проложена газовая труба, а ответвлений к нам нет. Котельные работают на угле, а в домах люди пользуются газом из баллонов. Полный переход на газ позволит сохранить воздух, воду и биоресурсы пока ещё экологически чистого нанайского района.
Здесь на озере Синдинском обитает бобёр, а у сёл Маяк и Иннокентьевка растёт большой массив кедра, на озере Гасси обитает черепаха-трионикс, остров Листвянный - место гнездования цапель.
Только не имеет право сосед поймать рыбу для соседа. Лицензии тоже сугубо индивидуальны. По словам Аркадия Ивановича, проблема повисла в воздухе. Её до сих пор никто не решает. Коренные малочисленные народы выживают, как могут.
Охота не по карману
- Живём мы вроде бы неплохо, - сказал, подумав Олег Бельды, рыбовод первой категории Анюйского рыборазводного завода. - Работа вроде есть, только зарплата небольшая. У меня в пределах двадцати тысяч. Как на них прожить, когда жена на инвалидности, а дочка - студентка? Квоты на рыбу урезают каждый год. Сейчас 25 кг на одного члена семьи положено. Это может и немало, на первый взгляд, да только привыкли мы питаться картошкой, рыбой да макаронами. Сейчас в магазинах конечно большой выбор продуктов, но на них нужны деньги. Вот и уезжает молодёжь отсюда, либо деградирует…
Нанайский народ не красноречив и не привык жаловаться. Любуется на красоту своей природы, старается сохранять заветы предков, живёт по законам тайги. Однако на охоту, как прежде уже не рвётся. На это нужны лицензии и существенные затраты.