Примерное время чтения: 7 минут
572

Вода до сих пор испытывает хабаровских фермеров

Подтопленое поле в хозяйстве «Заря»
Подтопленое поле в хозяйстве «Заря» / Фото предоставлено Владисловом Степановым / АиФ

В Хабаровском районе прошлым летом пострадало много крупных и не очень хозяйств, выращивающих овощи и скот, занимающихся заготовкой сена и производством молока. Среди них крупнейший поставщик картофеля в Хабаровск и его окрестности - предприятие «Заря». Основные угодья, 6,5 тысячи гектар, находятся на Большом Уссурийском острове, который тоже в числе пострадавших от большой воды.

Как выживают сельхозпроизводители сейчас, после разгула стихии? На этот и другие вопросы «АиФ-Дальинформ» отвечает Владислав СТЕПАНОВ, генеральный директор ООО «Заря». Молодой управленец всего год руководит большим хозяйством.

Стихия урожай не пощадила

Основной деятельностью «Зари» всегда было выращивание картофеля. Дополнительно занимались молоком. Поля для кормов, картофеля и зерновых находятся на острове Большой Уссурийский. За 29 лет таких убытков, какие принесло прошлогоднее наводнение, у хозяйства ещё не было. До сих пор спасала мелиоративная система, которой оснащено 1,5 тысячи гектаров земли острова.

- Что удалось вывезти с острова в большую воду?

Владислав Степанов Фото: АиФ / Фото предоставлено В. Степановым

- Только семенной картофель. В 2012 году мы получили вагон новых сортовых семян, взамен нашим, давно уже выродившимся. В хозяйстве семенной материал не обновлялся лет 20. Спасло то, что посадили картофель вглубь острова. Остальной, посаженный на продажу, спасти не удалось. Заградительная дамба выдержала, а 4 насоса, вместо положенных 18, не успевали откачивать воду. В результате поля вблизи от дамбы оказались в воде, которая просочилась сквозь почву. В конце августа – начале сентября картофель стоял в воде. Когда уровень спал, клубни уже настолько насытились влагой, что не годились в пищу и для хранения. В итоге, из посаженных 100 гектаров собрали половину, продали только 300 тонн, а это копейки. Правда, благодаря дамбе удалось спасти и технику.

- Насколько я помню, коров вывезти успели. А вот с кормами возникла проблема.

 - Обычно в летнем лагере стадо пасётся с мая по октябрь. В прошлом году пришлось скот возвращать на ферму в августе, когда к пастбищу начала подступать вода. Конечно же, сразу упали надои – с 12 до 4,5 литра в день. Коровам в зимнем стойле было жарко, кормить их пришлось запасами на зиму. Крупных пастбищ вокруг фермы у нас нет.

Главная проблема для хозяйства, что после наводнения, что сейчас  - прокормить скот (600 голов). Сено для коров мы обычно заготавливаем на островах, но в этом году его запасти не удалось, потому, что все острова с мая были затоплены. Кукурузу на своих полях начали косить, когда почва уже замёрзла. Часть урожая так и осталась на земле. Надеемся весной добрать. Только теперь из оттаявшей кукурузы уже грубый корм получится, с меньшим количеством витаминов.

Поддержка пришла с задержкой

- Что едят коровы сейчас, помогла ли поддержка государства?

- Сейчас стадо питается силосом и концентратом. Надои повысились до 9 литров в день. С помощью субсидий от края нам удалось покрыть нехватку кормов только на 70% потому, что выплату средств задержали, и помощь пришла только в декабре. Если бы пришли корма пораньше – полноценное питание можно было распределить до выгула скота на летние пастбища. Концентраты (измельчённое зерно, насыщенное нужными микроэлементами и витаминами – прим. авт.) пришлось везти из Сибири, мы успели приобрести их подешевле в нужном количестве. Теперь ищем грубые корма – сено, солому. Ведь ежедневно для стада требуется 22 тонны силоса, 5 тонн концентратов и 3 тонны соломы.

Поддержка была и на улучшение плодородия почв для подтопленных пашен – 1,5 миллиона. Но она тоже пришла только в декабре. На эти деньги мы смогли купить 50 тонн топлива и вывезти на замёрзшие поля навоз. Хватило только на это. Вовремя выплатили только краевую так называемую погектарную поддержку - 2600 рублей на гектар посевных площадей. Для сравнения – в Европе на гектар дают 300 евро. Разница чувствительная. Ждём ещё помощь из федерального бюджета. Чем раньше она придёт, тем лучше. К весне всё будет дорожать – и топливо, и семена. Например, удобрения буквально месяц назад были на тысячу рублей дешевле за тонну.

Подтопленное поле Фото: АиФ / Предоставлено В.Степановым

- В итоге, какова общая сумма убытков?

- Если считать килограмм картофеля по 11 рублей, то порядка 8 миллионов рублей. Это очень серьёзные потери. Я принял предприятие с колоссальной кредиторской задолженностью. А ещё нужно было выплатить зарплату работникам и по счетам ЖКХ.

Молоком сыт не будешь

- Вам не повезло. Только вступили в должность, и на тебе – большое наводнение.

- Я вообще первый год занимаюсь растениеводством и молочным животноводством. Раньше выращивал свиней и птицу. И эта отрасль, могу сказать, в крае отлажена и поставлена на поток. А вот молочное и КРС направления у нас самые отсталые. Во-первых, количество земли по сравнению с Приморским краем и Амурской областью намного меньше (около 80 гектаров под пашней). Это немного. Во-вторых, самое большое, что меня удивило, когда начал заниматься этой отраслью, здесь никто не считает реальную экономику. Все уповают на субсидии от государства. Но просчитать экономически, что нужно сделать, чтобы минимизировать эти субсидии, никому в голову не приходит. Понятно, у нас зона рискованного земледелия. Однако сидеть только на дотациях – это не правильно, хотя, признаю, на сегодняшний день сельское хозяйство без них просто умрёт.

- Почему не можете заработать сами? Ведь мясо и молоко покупают практически все.

- Потому, что молоко, к примеру, считается социально-значимым продуктом питания. И продавать его по рыночной стоимости мы не можем, цены постоянно сдерживаются государством. Однако, за электроэнергию и топливо мы платим на общих основаниях. Раньше субсидирование на каждый вид затрат было отдельным, вплоть до покупки семян и удобрения. И зачастую излишки годами лежали на складах. Сейчас перешли на погектарную поддержку – расчёт субсидии идёт, исходя из количества гектаров. Это позволяет предприятиям самим решать, сколько чего закупать, и на что в первую очередь тратить. За счёт такого подхода можно уменьшить затраты на корма скоту. А значит, снизить цену литра молока. Подход к производству нужно менять. Тогда можно будет с нашего небольшого стада брать в год по 5000 литров молока.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах