Коренной народ нижнего Амура - ульчи? представили в Хабаровске свою культуру. В концертном зале краевой филармонии состоялся большой праздник маленького северного народа.
Муханэ и рыбья кожа
В Ульчском районе коренного населения осталось чуть меньше 2,5 тысячи человек. Однако густая тайга, полноводные реки, и удалённость от цивилизации помогают ульчам выжить: добывать пропитание, строить жилища и сохранять свои традиции.
- Три творческих коллектива из посёлка Булава танцевали на празднике ульчские танцы, - рассказала «АиФ» Галина Веткан, руководитель народного фольклорного ансамбля «Гева» (рассвет) и детского образцового фольклорного ансамбля «Хоса». – Мы стараемся всеми силами привлечь детей, чтобы познакомить их с национальной культурой, научить традиционным песням, танцам, рукоделию. Разговариваем с родителями, бабушками, дедушками. Ходим в школу. Считаю, традиции наших предков не утеряны. Только язык свой мы подзабыли, но сейчас восстанавливаем, как возрождали когда-то национальную кухню и обряды.
Фойе концертного зала превратилось на день в творческую лабораторию ульчского народа. Здесь учили играть на берёсте, варгане (ульчи называют его муханэ) и бубне; делали незамысловатые обереги и игрушки; плели особые пояса. Знакомили с секретами выделки рыбьей кожи и особенностями национальной резьбы по дереву. Возле мастеров рукоделия постоянно толпились гости праздника. Не важно, русский ты, татарин, украинец - приобщиться к духу далёких северных людей хотелось каждому. Когда дело дошло до дегустации блюд – в ход пошли ручки и блокноты для записи рецептов.
- Мы приготовили двадцать с лишним национальных блюд, и это ещё мало, - уточнила Галина Веткан. - Всё приготовлено из экологически чистых продуктов, выращенных у нас в огородах, добытых в лесах и реках нашего района. Вот картофельная тала. Сырой картофель режется вручную тончайшими дольками, как чипсы, а затем превращается в соломку. Потом отваривается в бульоне с хрящами от рыбьих голов с добавлением приправ, и получается хрустящая тала. Ещё очень вкусное блюдо из рыбьих шкурок «Моси». У нивхов тоже такое есть, только называется «Мось».
Неожиданно было для жителей современного города, привыкших к изыскам кулинарии, видеть на столе ульчей блюда из жёлудей, простых луговых и таёжных трав. Ими до сих пор питается северный народ, и это действительно вкусно.
Жизнь по законам предков
- Мы свою кухню чтим, - с гордостью сказала ульчанка. – Культура наша сохранена. Мы учимся у старожил, которых, к сожалению, всё меньше и меньше, передаём знания своим детям. Наши мужчины перед охотой и рыбалкой обязательно совершают обряд поклонения духам тайги и воды. Это большой ритуал, который непременно помогает. У нас не потеряны корни.
Дружит народ со своими соседями - нанайцами. Они тоже участвовали в праздновании Дня ульчской культуры.
- Это же наши ближайшие сородичи. Мы живём в середине Амура, а они ниже нас живут, - заметил гость праздника нанаец Иван Андреевич. - Много схожего у нас, но вот орнаменты на одежде и коврах разные. Сразу можно отличить нанайский он или ульчский. У нанайского народа орнамент обогащён узором и сложней, а у ульчей чуть скромнее. Особенно это видно по рисункам и вышивкам на халатах.
Коренное население Ульчского района, центром которого считается село Богородсое, живёт в девяти населённых пунктах. Ловит рыбу, охотится, собирает дикоросы, выращивает овощи и скот. Живут в этом крае самобытные писатели, поэты и художники, чьё творчество известно далеко за пределами их северной земли.